"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
16 апреля 2024
Позывной неразборчив
16 апреля 2024
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024
Балтийские волны докатились до литературного сердца России
16 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

18 января 2017 20:40

Граница воображения. Эссе о творчестве художника Михаила Крунова

Коллаж: Оксана Лисковая
Коллаж: Оксана Лисковая

Сад как формирование художественного пространства был в мире начинающего художника Михаила Крунова параллельным городу, который существовал за забором – в противоположном саду мире. Сад Мише подарила бабушка, квартира которой была в школе. Сад казался огромным и, зайдя за куст смородины, мальчик оказывался в другом мире. Один. Почувствовать себя одному было страшно и необычно, но в то же время это было притягательное, сладчайшее ощущение.

Это ощущение волнует его взрослого, томит и тянет туда, где не было границ. Мальчик знал, что в сад можно войти, но не мог найти выход, оттого сад казался безграничным. Потом на месте этого сада появился дом для умственно-отсталых детей. Мальчик вырос и ходить мимо безграничного сада стало страшно.
 

Фото из архива М. Крунова
 
Чувствовать себя художником он стал с детства. Первое ощущение – это зависть к людям с этюдниками, зависть до внутренней дрожи. В 8 лет Мишу привели в изостудию, тогда ему стало понятно, что ЭТИМ можно заниматься профессионально. В детской изостудии возникло чувство цеха. Цех начинающих художников. Шелест бумаги, запах краски – случайность и постоянство.
 
Цикл времен (холст, масло) Фото из архива М. Крунова

Гармония воображаемого и разрушение привычного. Бытовые беды и художественное счастье.  Сложнее всего – это сохранить импульс, остаться художником навсегда. Удержаться в быту, научиться делить мир на границы, найти свой выход. Художник в быту беда. … Если не поработал немного, то чувствую большое раздражение, могу ни с того ни с сего накричать на близкого - этот процесс достаточно физиологичен …
 
Весна (холст, масло). Фото из архива М. Крунова

Границы сада остаются неисследованными, каждый ищет их самостоятельно. Мало хотеть стать художником, внутреннее желание ставить цель – особая энергия, которая выводит тебя в пространство линий и цвета. Дает уверенность и идеи.  Но быть уверенным на сто процентов невозможно:
 
Я никогда не уверен, скорее даже считаю, что уверенный обманывает себя.  Идея овладела тобой и лишь бы хватило жизни …  и это тоже бывает обманом.
 
Люди у моря (холст, масло). Фото из архива М. Крунова
 
– А когда нет этой ярко выраженной идеи?
– Тогда она может появиться от соприкосновения с материалом. Может проявиться. Но на уровне чувствования идея предшествует технологии. Мастер устает подчинять себе материал. Я восхищаюсь материалом актеров – самый оптимальный путь творчества, выше литературы и выше живописи. Театр будет развиваться. Оттуда все остальное развивается, туда подтягивается.

Земля и вода. Фото из архива М. Крунова


***
В обычной средней школе учительница говорила, что он очень похож на двоечника, несмотря на то, что учился хорошо. Рисование вел необычный учитель – грек-коммунист, который почти не говорил по-русски: " Дэти приготофтэ алпомы". Он был – Художник. Дети очень над ним издевались.  И Мише было не интересно, его спас домашний альбом, показав учителю этот альбом ученик получил "отмазку" сразу на несколько четвертей и избавился от грозившей двойки.
 
Портрет М. Крунова, сделанный его ученицей (бумага, карандаш). Фото из архива О. Лисковой
 
***
Сегодня для меня возникло время, когда изобразительное искусство, его язык и методы начинают формализоваться, его начинают описывать как русский, английский. Происходит то, что пророчили - сближение науки и искусства. Это только Случай, что началось с костюмографики (костюмографика - методы создания костюма).
 
Новая дверь в искусство начинается с нового поиска границы этого сада.  Ее видение происходит приблизительно так, как Вернадский увидел свою биосферу. Создать свой язык, свой метод для выхода за границу необходимо. Например, язык перспективы: Египет изображал пейзажи в виде схем, карт. Линейная начинается с Джотто.

Раушенбах и его последователи начали анализ перспектив отдельных мастеров. И он пришел к тому, что у каждого свое видение пространства. То есть сад открывается каждому по-своему.
 
Фото из архива М. Крунова
 
 Раньше художник тренингом овладевал методом – рисовал и рисовал, пока рука не приведет к выходу. Сейчас открытия в науке стимулируют развитие искусства, методы нового изображения. Описание изобразительного языка толкнет в новое художника. Сейчас художник нарабатывает определенные ментальные центры, другие методы изображение. И этот язык должен быть описан.
 
Птица (холст, масло). Фото из архива М. Крунова

***
С кем Вы можете себя сравнить?

 – С лошадью, которая пашет и пашет. Некуда деться, надо пахать. И лошадь эта не богемная, а рабочая.  И цели ее… нет … очень важно не ставит мелких задач – нового не сделаешь в искусстве, конечно художник стремиться к оригинальности.  Повторяя себе: они не такие как все, я не такой как все. И в то же время как рабочая лошадь ты задумываешься о своей социальной роли – для собственной услады и для другого. В то же время ты ведом силой определенной энергии. Любое пятно по материалу, по конструкции своей – энергия и ты идешь по ее следу. Ищешь, как это легло, какими силами вызвано это изображение. Это важно. Вещь должна волновать, если это происходит, я вижу ту энергию, которая вызвала это к жизни.
 
Из серии «Арифметическая комбинаторика» (холст, акрил). Фото из архива М. Крунова

Она может лечить, предсказывать Чудотворная икона, философский камень. А я – алхимик, который должен сделать волшебную палочку, поэтому долго работаю. Сам процесс тоже радует. Молитва или заклинание. Уровень мастерства уже есть в уровне задачи.
 
Космос этого сада непостижим. Нет ничего страшнее забытого сада, в котором пропала энергия границы между художником и реальностью, но возможно ли это пока не найден выход? Исчезнувшего сада не существует – он превращается в космос и разделяет с тобой поиски границы.

Справка:

Михаил Крунов - художник, родился в 1954 г. в Москве. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного Педагогического института. Член Московского Союза художников. Участник московских, региональных и зарубежных выставок. Работы находятся в Российских и зарубежных собраниях Государственном Русском музе (Санкт Петербурга), Министерстве культуры России, Фонде Всероссийской дирекции выставок, Музее Современного искусства, Музее “Чивико” (Италия), музее М. Шагала (Витебск), в галереи русского искусства “Nadja Brykina Gallery” (Цюрих, Швейцария), собрание Екатерины и Вильяма МакДуглл (Лондон, Великобритания). Доцент кафедры искусство костюма и моды  Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
Позывной неразборчив
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть