Кадры из фильма предоставлены пресс-службой проекта
Так и здесь – вместо заявленной уморительной кровавой комедии в духе Тарантино с командой классных артистов (в кастинге значатся Хоакин Феникс, Эмма Стоун, Педро Паскаль) получился немыслимо растянутый (2,5 часа) коктейль из разных жанров — от мелодрамы до боевика с размытой актерской игрой. А триггеры, над которыми пытается издеваться автор — вроде обязательных ковидных масок или безумия Black Lives Matter вызывают совсем не смех, а смысловые вопросы типа: "Над кем смеетесь?"

…Место действия — городок Эддингтон, штат Нью-Мексико, первый год пандемии ковида. Пожилой очкарик-шериф Джо Кросс (Хоакин Феникс) маску не носит. И из-за астмы, и из-за принципа. А еще потому, что эти санитарные меры в его воспаленном воображении ассоциируются с его заклятым врагом — прогрессивным мэром Тэдом Гарсией (Педро Паскаль).
Мы узнаем, что Гарсию связывает некое общее любовное прошлое с депрессивной женой Кросса (Эмма Стоун), которая мастерит странных куколок (одна из них с ножом в голове — намек на будущую травму героя?) и смотрит конспирологические видео, отобранные активной мамой (Дирдри О’Коннелл). Тут тоже вопрос — то ли авторы издеваются над всеми теориями Deep State, то ли намекают, что пора-таки сделать Америку великой. Кстати, в финале мама окажется в одной койке с инвалидом-зятем, а жена, произнеся яркий спич о педофилах во власти, найдет свое счастье с заезжим гуру Верноном Джефферсоном Пиком (Остин Батлер). И все успокоятся таким карикатурным финалом.

Но это потом, а сначала, с первых кадров, вас задушит тема строительства в округе дата-центра искусственного интеллекта. Эту идею убедительно преподносит местный грязный бомж как сатанинскую. И спорить с ним не хочется – тем более, что мэра Гарсию в процессе переизбрания поддерживает технологическая корпорация-инвестор этого проекта.
Все эти триггеры очень раздражают героя, который дома получает холодность жены и конспирологические лекции тещи, а наличие очков с диоптриями не делает его ни интеллектуалом, ни интеллигентом. Он внезапно, к ужасу окружающих, решает выставить на выборах собственную кандидатуру, что, поверьте, добром не кончается. Так и ждешь, когда, наконец эта мямля Кросс возьмет пушку в руки и проучит своих врагов. К финалу вы дождетесь его кровавого бенефиса. А поводом станут полученные им от Гарсии публичные пощечины. Тут-то наконец из героя вылезет мурло Джокера, пусть слегка заторможенного...

Об игре Феникса стоит сказать особо. Его лицо - подвижное как ртуть, оно меняется буквально каждую секунду. Его герой сам не знает, каким он будет через пять минут. Чистый импрессионизм. А вот Эмме Стоун, по сути, играть особо нечего, кроме апатии. Она такая же замороженная кукла, как ее создания, а разморозит ее только духовный наставник, спец по подавленным детским травмам и педофильским заговорам Вернон. Паскалю же особо развернуться негде, у него считанные функциональные сцены.

Смысл этого шапито неоднозначный, но любопытный. Мы видим, что Астер пытается хоть как-то отрефлексировать тему раскола американского общества, страдающего социальными неврозами. Перед нами, по сути, набросок будущей гражданской войны в Штатах. На эту тему еще будут сняты десятки фильмов. Этот — первая ласточка. Образно говоря, Астер укладывает своего клиента – сегодняшнюю Америку – на стол КТ и облучает его своим анализом.
"Эддингтон", конечно, не сатира. Не памфлет. Не комедия. Не вестерн. Не боевик. И в то же время все это вместе взятое. Похоже, режиссер присматривается к соотечественникам, с изумлением находя в каждом одновременно бездны дна и проблески света. Он в замешательстве, не зная, как на этот букет реагировать. К примеру, герой Феникса ведь совсем не злодей, но оказывается способен на подлость и убийство. Почему? Ответа нет.

До каких пределов может скатиться обыватель и куда подняться? Впрочем, особо там никто не поднимается, в этом мире с метровыми прорехами, с болевыми точками вроде ковида, убийства Джорджа Флойда, потаенного гнева индейцев... Все это какие-то безумные фейки реальности — вроде того, что протесты BLM на опустевших улицах устраивают белые тинейджеры, которые стесняются своей шоколадной жизни. Одним из их лидеров становится Брайан (Кэмерон Манн), ухлестывающий за активисткой Сарой (Амели Хёферль). И как напоминание о реальном протесте — возникнет на минуту портрет Анджелы Дэвис на обложки книги, которую держит Сара. Впрочем, это единственная книга, возникшая на экране. В этом городе, похоже, не умеют читать книги и писать письма. Если только по смартфону.

Потому еще один невидимый герой фильма — интернет, социальные сети. Все безумие "нашего городка" питает маленькие экранчики телефонов – юные герои старательно фиксируют свои телодвижения для истории, то есть соцсетей. Только Кросс пользуется телефоном по прямому назначению, что выглядит уже анахронично.

Астер пытается понять, что происходит сейчас с Америкой. В чем ее душевное и духовное нездоровье? Почему ее "символ веры" – оружие? И фильм – слишком длинный, распадающийся на отдельные сюжеты, даже дикий (тут, кстати, к месту сухие, голые, мертвые ландшафты Нью-Мехико) все-таки завораживает своей спрятанной страстью. Он как огромный знак вопроса — что дальше? Как осколок зеркала, поднесенный к красавице, из которого вдруг вылез клоунский нос Джокера. Как распавшийся фрактал когда-то великой "американской мечты", в которой никому никого не жаль.