Вместе с отцом и матерью мальчик объездил немало городов СССР, в том числе, Ставрополь, Астрахань, Ленинград, а впоследствии, уже будучи артистом, и сам сменил несколько мест жительства. Работал в разных театрах: в Пскове, Ленинграде и Москве. Был три раза женат, стал отцом четверых детей, дедом четырех внуков и дважды прадедом. Следует заметить, что последняя по времени его дочь Клара младше первой — Ксении — на 53 года! Кстати, Клару, родившуюся летом нынешнего года, назвали в честь мамы Эммануила Гедеоновича. Сам артист пишет о своей семейной жизни так:
"Моя первая семья — Тамара Румянцева и дочь Ксения. Они не заслуживали той обиды, которую я им нанес своим уходом из семьи, но я встретил женщину, без которой я не мог дышать... Это была Аллочка Балтер, с которой я прожил тридцать лет. В 1972 году у нас родился сын Максим. В 2000 году она ушла из жизни. Через два года я женился. Я бесконечно рад и благодарен судьбе, которая подарила мне эту женщину, олицетворяющую собой добро, внимание, желание помочь всем и вся... Зовут Ирина. И фамилия её уже четырнадцатый год — Виторган".Фото: ekogradmoscow.ru
Автор этих строк не раз встречался с сегодняшним юбиляром в программах на радио и без микрофона, и всегда в его рассказах о профессии находились какие-то новые интересные подробности. Его творческая жизнь, так же как и личная, изобиловала приключениями. По окончании школы в Астрахани юноша поехал в Москву, но ни в один театральный вуз принят не был. Отправился в Ленинград и поступил в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, который окончил в 1961 году (курс выдающегося педагога Бориса Зона). После института с группой сокурсников отправился искать счастья в Псков, был принят в труппу Псковского театра драмы имени А. С. Пушкина. Когда я спросил Эммануила Гедеоновича, почему он уехал, он ответил со свойственной ему иронией:
"Тогда было такое время, когда молодые актеры не играли Ромео и Джульетту, их играли народные артисты СССР, которым было около 50, а то и больше. Я был энергичен и активен, участвовал в дипломных спектаклях своего мастера и как актер, и как ассистент режиссера. После окончания института мы собрали группу человек двадцать, поехали в Псков, и за два года наигрались всласть: город маленький премьеры выпускались каждые два месяца".
Фото: m.kino-teatr.ru
Потом опять в его жизни возник Ленинград, восемь лет он служил в разных питерских театрах, играл много и интересно. Но в 1971 году по ряду причин они с Аллой Балтер решили переехать в Москву. Актер говорит:
"Из Ленинграда нас никто не выгонял, и все близкие люди говорили, что мы сумасшедшие. Более того, нас к себе в БДТ приглашал сам Г.А. Товстоногов! Не принять его приглашение было жуткой наглостью, но он не обиделся и даже написал московским коллегам хвалебное рекомендательное письмо о нас". Прежде чем прийти на работу в Театр им. Маяковского к А.А. Гончарову семейная пара успела поработать в Драматическом театре им. К.С. Станиславского и Театре на Таганке. Друзья-ленинградцы, которые им предрекали серьезные жизненные трудности в Москве, оказались правы. Молодая семья семь лет ютилась в общежитии Театра им. К.С. Станиславского, сын Максим в их комнате спал за шкафом. Но, как говорит Э.В.:
"Нас никогда не останавливал быт. Для нас важнее всего была профессия. Алла говорила, что её любовь к профессии была равна любви к сыну! Мы ничего никогда не просили. Мы производили впечатление вполне устроенных людей. Иногда в дирекциях театров не верили: как это у них нет квартиры?! Не может быть, чтобы у них не было звания! Работа всегда была главной в нашей семье. Только так можно заниматься этой профессией. Меня спасла профессия… Хотя актерская профессия с точки зрения нормального человека противоестественна. В том смысле, что мы за свою жизнь проживаем много чужих жизней. А проживать чужие иногда сложнее, чем свою собственную".
Фото: www.comboplayer.ru
В Маяковке артист отслужил двадцать с лишним лет и сыграл главные роли во многих замечательных спектаклях Андрея Гончарова: Гупера в "Кошке на раскаленной крыше" Т. Уильямса, Клима Самгина в "Жизни Клима Самгина" М. Горького. Беню Крика в "Закате" И. Бабеля, вице-адмирала Нельсона в "Виктории" Т. Реттигена и других. Особняком стоит роль Крогстада в "Кукольном доме" Г. Ибсена — в прекрасном спектакле, поставленном Леонидом Хейфецем. Прославленный режиссер открыл в уже знаменитом артисте качества, которые раньше ему, как казалось, не были свойственны. Его Крогстад был вкрадчивым, несчастным, закомлексованным человеком, лишенным точки опоры в жизни. Сам артист в нашей беседе говорил: "Наш Крогстад не был похож на тех, которых играли артисты в других театрах. Все Крогстады, которых я видел раньше, были мерзавцами. А я, когда начал читать роль, понял, что он совершил обман ради семьи и детей…" В этом же спектакле пронзительно сыграла и Алла Балтер. В конце службы в этом театре Виторган попробовал себя в режиссуре, поставив спектакль "Шаман с Бродвея" по пьесе И. Кернера.
Во время одной из наших бесед в радиоэфире я спросил Эммануила Гедеоновича, были ли такие моменты в жизни, когда ему хотелось уйти из профессии? Он ответил: "
Никогда! Даже мыслей таких не было. Потому что, во-первых, я не могу представить, чем еще смог бы заниматься в жизни. Во-вторых, если бы решил уйти в другую профессию, надо было бы серьезно заняться подготовкой к ней. А я лентяй".
Фото: 2.russia.tv
Эммануил Виторган только в московских театрах сыграл почти 20 ролей, а в кино - почти 120! Среди его персонажей было немало надутых и напыщенных индивидуумов и даже подлецов и негодяев. Но в жизни он всегда был мягким, добрым и уступчивым человеком. Я как-то раз спросил его: не было ли диссонанса между его психофизикой и мироощущением и характером таких героев? Он ответил решительно:
"Нет! Если я и отказывался от ролей, то в основном от положительных. Потому что и драматурги, и сценаристы выписывают отрицательных персонажей гораздо лучше. У них очень "мясистая" жизнь, есть что прожить на сцене и на экране. Прожив долгую жизнь, я понял, что такое зло. И мне очень хотелось, чтобы и люди это тоже понимали. Кстати, я всегда поражался тому, что, несмотря на обилие негодяев, в моем послужном списке, люди ко мне относились и относятся замечательно". Кстати, о двойственности натуры Э.В. говорила и Алла Балтер: "
В жизни Виторган — божий одуванчик, а в работе в него вселяется черт". Актер объясняет это так: "
Я очень люблю свою профессию. Когда слышу, что к профессии относятся плохо, я этого не могу терпеть. Могу вспылить. Правда, только по делу, это бывало на репетициях. Но я в это время злился не на партнеров, а на себя, что не могу объяснить, показать. После таких вспышек я извинялся, и меня прощали. Кстати, Максим очень боялся со мной репетировать, он знал, что его папа — большой "иронизатор". Но потом отзывался о папе-режиссере хорошо". Правда, говоря о своей режиссерской работе, Э.В. всегда был осторожен. "
Я крайне редко беру на себя наглость заниматься другой профессией. Профессия режиссера, как вы понимаете, совсем иная, чем актерство. Но иногда меня так заедает, что очень хочется. Я думаю, что я на это имею право. Думаю, что кое-чему научился у тех замечательных режиссеров, с которыми посчастливилось работать. Но я отношусь к себе очень критически". На мой вопрос о значимости для него творческих званий Виторган ответил с улыбкой:
"К званиям я не отношусь никак, это была радость для родителей. Я даже придумал такую формулу: если в зале есть народ, значит ты народный!"
Фото: newsbuzz.mirtesen.ru
О чем бы мы с Э.В. ни беседовали, в конце концов, все сводилось к его любимой профессии. Он говорит: "Эта профессия человеков. И про человеков и для человеков! Поэтому в ней нельзя быть подлецом. Во-первых, это сразу заметно. Если ты подонок и играешь Ромео, то видно, что ты — подонистый Ромео. В кино это можно скрыть с помощью монтажа, в театре — нет! Мы — властители зала. И я могу заставить зрителей плакать, смеяться или молчать. Это замечательные минуты. Поэтому я очень понимаю людей во власти, которые не в силах отдать ее другим!"
В финале заметки не могу не сказать о том, что у сегодняшнего юбиляра есть одна своеобразная черта. Он обожает творчество Александра Володина и где только можно читает его стихи. Как-то раз он мне откровенно признался: "Многие мои знакомые, которые бывают со мной на каких-то встречах, знают точно, что я обязательно буду читать Володина, в какой бы ситуации я ни находился. Это уже въелось в мою плоть и кровь. Потому что это для меня — светлая память, это друг, старший друг нашей семьи! Он был удивительный, чуткий, замечательный, прекрасный человек, поэтому помнить о нем я буду всегда". Я спросил, есть ли какое-то программное стихотворение А. Володина, которое является руководством в жизни? Э.В. ответил: "Есть несколько.
Самое короткое такое:
Правда почему-то потом торжествует. Почему-то торжествует, почему-то потом. Почему-то торжествует правда: правда, потом, но, почему-то, обязательно. Человечеству она почему-то нужна,
Хотя бы потом. Почему-то потом, но почему-то обязательно".
Фото: ИТАР-ТАСС /Зураб Джавахадзе
Эммануилу Виторгану сегодня 80. В это не очень верится. Потому что выглядит он лет на 20 моложе. Да к тому же недавно, как уже было сказано, стал молодым папой. И творческая жизнь его по-прежнему бурлит. Он и его жена Ирина организовали Культурный центр Эммануила Виторгана на Остоженке.
На сайте народный артист пишет: "Если Вы желаете увидеться со мной воочию — жду Вас в своем КУЛЬТурном центре, где все направленно только на одно – общение и помощь друг другу! Вы встретитесь здесь с прекрасными музыкантами, замечательными поэтами, превосходными актерами, врачами, бизнесменами - людьми самых разных профессий! И, конечно, со мной лично! До встречи!"
P.S. Наверное, кого-то удивит активность юбиляра в таком преклонном возрасте. Но я думаю, что для него это — только расцвет. Потому что у Эммануила Гедеоновича уникальные гены: дедушка ушел из жизни в 99 лет, папа в 91, мама в 89. От всего сердца желаем ему равняться на деда и родителей!