Ким Ки Дук - культовый режиссёр новой корейской волны. Каждая его картина поднимает вопрос бессознательного в человеке и аллегориями - это выползает на глаза зрителям. Настоящий творец в жанре арт-хаус, он погружает в контекст с первого кадра, разбавляя сюжет несчастной семейной пары тревожными сценами. Фильм, который вышел в российском прокате под название "Вздох", с лёгкостью получил золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 2007 году. Наиболее приближенное и контексту и переводу название фильма - "Вдох". Вдохи как маленькие рваные - чтобы набраться смелости и открыться другому человеку, так и долгий глубокий вдох, которые главные герои картины сделали к концу фильма. Правда, вздохнул каждый по-разному, один - перед смертью, другой - перед началом нового этапа, отрефлексировав прошлое.
Это не первый фильм Ким Ки Дука, в котором "дышат" протагонисты, но первый, где они набрали максимум воздуха в легкие. Концентрируясь на самой больной теме для многих - горького любовного опыта - он по-разному аллегорически заканчивает картину. Его прошлые работы, такие как "Пустой дом" и "Время", были на похожую тематику любви и ревности, что ходят всегда под руку. И только здесь он поднимает прошлое: что стоит иногда пережить повторно пережитые моменты жизни, чтобы скомпенсировать настоящее несчастье. Только так мы можем начать новую жизнь, потому что ощущение незабываемого счастья делает нас смелее - мы обретаем себя и вспоминаем своё место в мире, желая "повторить" или "вернуть". Возможно эта тема так же сильно волнует Ким Ки Дука, раз ей посвящена большая часть его фильмографии. Доказательством служат его же слова: "Честно говоря, я безумно боюсь любви, но ничего не поделаешь, приходится с ней мириться". Можно сказать что и Ён, перебесившись и остыв, тоже мирится со своей первой любовью - мужем.
История любви начинается с летящей с верхнего этажа белой рубашки, которую главная героиня - Ён - выбрасывает в мусорный бак. Белый цвет, как знак союза и согласия, рушится. Рубашка в пятнах от колес машины без оглядки летит в бак. Тот самый момент, когда руки опускаются отстирать что-то, что и так скоро провоняет от очередного мужниного похода к любовнице. И проще выбросить рубашку, этот элемент встречи, чем поддаться минутной слабости и все исправить. Это точка бифуркации, последствия которой не заставляют долго ждать.
Отличительная особенность фильма - три основные локации. Только три, в каждой из которых происходят ключевые события: два коротких вдоха и один глубокий. Вдо-вдох-ВДОХ.
~ Вдох - дом. Рассказ о жизни Ён представляется аллюзией на тюремную жизнь. Немногословные кадры показывают объёмы, имеющие значение: большой кирпичный дом, в котором живёт небольшая семья, с узкими ленточными окнами, пара маленьких балконов, с одного из которых и полетела рубашка. Ён перестаёт стараться, угнетающую атмосферу в доме разбавляют новостные каналы, по вечерам видно, и никакого внимания к маленькой дочери. В метафоричном заточении она смотрит репортаж про мужчину, который буквально сидит в тюрьме, приговорённый к казне за убийство жены и дочери - накануне он пытался покончить с собой. Беспардонные измены мужа, упрёки выводят Ён из себя, и во время очередной ссоры она выбегает на холодную улицу в одном лишь кардиганчике и ждёт утреннего открытия тюрьмы, представляясь любовницей заключённого. Она сбежала из заточения семьи в заточение собственных воспоминаний, чтобы найти выход к свободе.
~ Вдох- комната для свиданий. Дальше мы периодически смотрим фильм глазами надсмотрщика камер. Он появляется звонком в трубке, из которой явно звучит разрешение на вход.
"Однажды я на 5 минут умерла, мне тогда было девять лет...это было не так уж плохо" - так начинается знакомство двух, приговорённых к разным казням. Перед прощанием он оставляет ей воздушный поцелуй на запотевшем стекле. Надсмотрщик камер смотрит глазами режиссёра на ещё предстоящий к монтажу фильм, через такой же экран компьютера, иногда нажимая на красную кнопку, чтобы повествование развивалось размеренно и с градацией. Как оказалось, в отражении экрана монитора был сам режиссер - Ким Ки Дук! Появление его черт в кадре свидетельствует о продолжении традиции, начатой Хичкоком и продолжающейся в фильмах Тарантино, Малика, Питер Джексона и других.
Градация не заставляет нас ждать: уже второе свидание проходит в просторной серой камере. Девушка прикупила атрибутику для создания летней атмосферы в то время, как на улице зима, она стояла в одном лишь платьице, распевая песни. Фотообои по все стенам, на столе букет цветов и собранные в куку лепестки. Инфантильность встречи набирает градус, когда песня переходит в энергичные танцы руками, и девушка счастливо, почти крича изнутри, воспроизводит памятные дни в тюремной комнате.
Следующей она принесла весну, потом - осень. Пока сам муж не приходит к надсмотрщику и не видит измены жены воочию - страстные поцелуи. Ревность к зверю хуже него заставляет измениться, он агрессивно рвёт все связи с любовницей и запрещает жене посещать заключённого.
Во время камерных спектаклей Ён проживала свои беззаботные моменты молодости, когда история с мужем только начиналось. Она так жалостливо пытается вернуть прошедшее время, пока заключенный безмолвно улыбается. И в это время даёт шанс замученному ревностью мужу - на этот раз она забрала в очередной раз упавшую с балкона белую рубашку.
Но происходит следующая попытка самоубийства заключённого, перечёркивающая все грани для Ён. Она обрастает собственными желаниями и личными границами, ей важно показать последнее время года - зиму - завершить начатый цикл к возрождению. В свободной от фотообоев стен в камере, во время секса, она воспроизводит свою маленькую смерть в детстве - зажимая нос себе и ему. Сексологи давно пришли к выводу, что афиксия при оргазме доставляет эмоциональный экстаз. Их связь, пока они друг на друге, пока соединены телами, развивается и ментально - они обмениваются. Он чувствует приближение смерти, она - новый глоток жизни. Пережив ускоренные все времена года перед казней, как будто заключенный вобрал в себя грехи мужа и жены, и с его смертью они обрели прежнее семейное счастье. Зима для Ён - это время менять все подчистую, сбивать снежками прошлое и вступать в скорое царство настоящей весны, теперь уже на полной свободе. Такая концепция времён года напоминает другой фильм режиссёра "Весна, лето, осень, зима и снова весна", в котором герои поколениями сменяют друг друга, приобретая опыт на костях усопших.
~ ВДОХ - тюремная камера. Было бы опрометчиво полагать, что это единственная любовная линия в фильме. В тесной камере четверо заключённых. Голодавшие по женщинам, они выцарапывают их на стенах и с жадностью присваивают себе те фотографии, которая передавала Ён убийце. Молодой сокамерник влюблён в него и всячески проявляет ревность с каждым приходом девушки. Он чувствует женский запах, воодушевление после поцелуя с ней, и это так скручивает его изнутри, что в конце фильма он совершает то самое убийство из любви, которая начала Ён в комнате для свиданий. Он прижимает мёртвое тело любимого человека к себе и засыпает с блаженной улыбкой. "Смерть — это не всегда трагедия, иногда это сюрприз. И изменил финал", - говорит Ким Ки Дук в интервью.
Фильм не претендует на массового зрителя и тем более не поднимает глобальных проблем. Он стремится к индивидуализму, чтобы каждый человек сам для себя, как Ён, оценил, чем он дышит. И вспомнив, как свободно ему может быть на просторе и в своих воспоминаниях, решил категорически поменять поток на совершенно новое направление. Но полученные награды не отрицают желания режиссёра выйти его фильмам на глаза как можно большому числу людей. Это отличная возможность попасть в прокат в других странах, - говорит он в интервью на площадке Кинопоиска в 2012 году
Ким Ки Дук сам не уверен в мотивации главной героини Ён:" Она не хочет влюбляться в того смертника, она хочет то ли выиграть время, то ли испытать какие-то совсем новые ощущения". В своей рецензии я привела пример с рефлексией прошлого, который помогает "выпустить эмоцию", осознав настоящее и ценность самого себя. С неоднозначным отношением к казне, Ким Ки Дук дарит заключённому смерть от любви.