Концерт Михаила Елизарова открыл программу мероприятий "Есенин Центра" в Рязани
1 сентября 2020
ММКФ. "Судьба" журналиста, мечта психолога, "Дочь рыбака" и политика
22 сентября 2020
В основной конкурс ММКФ включено 13 картин
21 сентября 2020
"Нос, или Заговор "не таких". "Кинотавр".
21 сентября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Звуки итальянские, что за чудотворец этот Батюшков!"

Так написал Пушкин о новом дыхании, которое поэт подарил романтической лирике.

Фото: nov.tukalinsklib.ru
Фото: nov.tukalinsklib.ru

Литературное наследие поэта Константина Николаевича Батюшкова стоит как бы особняком, будто осознанно уступая признанности того же Александра Сергеевича Пушкина. В одном из писем Жуковскому Батюшков пишет: "Вяземский послал тебе мои элегии. Бога ради не читай их никому и списков не давай, особливо Тургеневу". Поэзия для Батюшкова была скорее сакральным мирком, где он мог спрятаться от действительности. Многие свои стихотворения Батюшков считал сокровенными дневниками, которые никогда и не нуждались в обнародовании. Каким же был в жизни этот чувственный "поэт-чудак"?

Константин  Батюшков родился 18 мая в 1787 году в Вологде. Детство провел в селе Даниловском в Новгородской губернии. Воспитанием Константина занимался его родной дед, дворянин Устюженского уезда. Отец Константина, Николай Львович, был человеком деспотичным, а мать поэта была признана сумасшедшей и покинула семью, когда ее сын был совсем маленьким.

Отец поэта. Николай Львович. Фото: m.rusmir.media

В десять лет Батюшкова определили в пансион Жакино, где он учился четыре года. Позже, обучался в пансионе Триполи, где учил французский, немецкий и итальянский языки. Однако настоящее образование поэт получает в семье двоюродного брата, Михаила Никитича Муравьева. Именно Муравьев привил Батюшкову любовь к художественной литературе. В юношестве интерес Батюшкова к поэзии был в большей степени эстетическим. Поэт посещал литературные салоны Оленина и  Карамзина, где подружился с Гнедичем, познакомился  с Жуковским. В этот период поэзия Батюшкова наполнена эпикуреизмом, поэт сторонится политических настроений:
 
Так хижину свою поэт дворцом считает
И счастлив – он мечтает! 
("Мечта ", 1803)

Фото: cont.ws

Однако позже, в 1807 году Батюшков вступает в военную службу. Он участвует в прусском походе, получает ранение под Гейльсбергом и отправляется на лечение в Ригу. В этот период поэзия Батюшкова приобретает чувственный ностальгический оттенок:
 
О, Гейльсбергски поля! в то время я не знал,
Что трупы ратников устелют ваши нивы,
Что медной челюстью гром грянет с сих холмов
("Воспоминание", 1807-1809)
 
Батюшков несколько месяцев тяжело болеет. Сильным эмоциональным ударом становится смерть Муравьева в 1807 году и первая серьезная любовь к дочери хозяина дома, в котором жил поэт. Батюшков пишет следующие строки, вероятно, посвященные возлюбленной Мюгель :
 
Ты снова жизнь даешь; она твой дар благой;
Тобой дышать до гроба стану.
Мне сладок будет час и муки роковой;
Я от любви теперь увяну. 
("Выздоровление", 1807)
 

Фото: romanticcollection.ru

Батюшков возвращается на службу, отправляется в финляндский поход (1808-1809). Через год селится в Москве, начинает общаться с князем  Вяземским, Муравьевым-Апостолом. "Здесь, - пишет Леонид Майков, - окрепли его литературные мнения, и установился взгляд его на отношения тогдашних литературных партий к основным задачам и потребностям русского просвещения; здесь и дарование Б. встретило сочувственную оценку". Эти два года, проведенные в кругу друзей и соратников, можно считать лучшими в жизни поэта. В 1815 году Батюшков вступает в  дружеский литературный кружок "Арзамас" и получает имя "Ахилл". Примерно в это же время в творчестве поэта появляется религиозный мотив. Вера для Батюшкова была орудием, с помощью которого он мог обуздать страсть и праздность.

Фото: ruverses.com

Батюшков, как и Карамзин, избегает славы, будничности и суеты, проповедует уединение: "Не хочу кумиру кланяться / С кучей глупых обожателей". Поэзия Батюшкова резко отличается от стихов его современников, поэт сторонится высшего общества, но воспевает любовь, красоту, вино. Его поэзию все сильнее охватывает эпикуреизм, но только теперь не мечтательный, как в раннем творчестве, а более восторженный, сладострастный. Его манера и образы были диковинными для русской литературы. О новом дыхании, которое Батюшков подарил романтической лирике, позже пишет Пушкин: "Звуки итальянские, что за чудотворец этот Батюшков! ".

Фото: atrachi.tukalinsklib.ru

Батюшков черпает вдохновение из образов античности, переосмысляет их. Однако его поэзия воздушна и прозрачна, мифологические персонажи, будь то нимфы или древнегреческие боги, кажутся праздными, эфемерными:
 
Любовницы Фаона
‎А ты, лежащий на цветах
‎Меж Нимф и сельских Граций,
‎Певец веселия, Гораций!
‎Ты сладостно мечтал.


Фото: atrachi.tukalinsklib.ru

Сильный напор чувства отделяет поэзию Батюшкова от сентиментализма, однако тонкие отсылки к античности слишком прозрачны и беззаботны, чтобы всецело отнести поэта к классицизму. Игра с античными персонажами присутствует и в письмах. Например, Батюшков пишет Гнедичу: "Я чай, твой Ахиллес пьяный столько вина и водки не пивал, как я походом". Прекрасное владение итальянским языком позволяет воссоздавать в стихах образы эпохи Возрождения. Вероятно, поэтому канонические образы древности у Батюшкова так безмятежны и мечтательны. Вдохновляясь Петраркой, Батюшков рисует самобытные ренессансные образы. В каком-то смысле поэт обозначает условность мира физического и духовного, античность для Батюшкова – детство всего человечества, полное красоты и душевного богатства.

Фото: multiurok.ru

Однако стихотворения Батюшкова не дают четкого представления о его действительном душевном состоянии. Образ поэта-творца разнится с  реальной жизнью. В редких произведениях можно увидеть тяжелое и депрессивное настроение Батюшкова. Еще в 1815 году поэт пишет «Эллегию», в которой  исповедуется: "Я чувствую, мой дар в поэзии погас, / И муза пламенник небесный потушила". На этот этап творчества сильное влияние оказала Анна Фурман. "Как часто, — восклицает поэт, — я... о тебе одной мечтал в тоске сердечной..." В 1821году Батюшков пишет "Завещание Мельхиседека", которое оценивается как одно из лучших произведений поэта: "Рабом родится человек, / ‎Рабом в могилу ляжет".
 

Фото: tsitaty.com

Батюшков никогда не отличался здоровьем, часто болел. Еще в 1815 году он  писал Жуковскому: "С рождения я имел на душе черное пятно, которое росло с летами, и чуть было не зачернило всю душу".  К 35 годам проблемы с психикой усугубились, Батюшкова отправляют в Крым на лечение. Однако лучше ему не становится. Поэт избегает общества, всюду видит врагов, желающих ему навредить, у него развивается мания преследования.

На многочисленные просьбы старого друга Вяземского вернуться в Петербург следовали отказы. В этот период Батюшков соблюдает пост, отказывается от мяса, много молится. Со временем поэт перестает узнавать друзей, но писать продолжает. Знакомый Батюшкова вспоминает: "Еще во время поездки он чувствовал иной раз мучительную скуку, но не хотел ничем занять себя, а только требовал, чтобы во всю мочь ехали дальше. Когда же его спрашивали, куда он хочет, он, не имея определенной цели, отвечал: "На небеса, к моему Отцу". Под Отцом Батюшков имеет в виду Бога, к нему он тянется, его ищет в мире реальном и поэтическом.

Фото: infourok.ru

После попыток наложить на себя руки, Батюшкова отправляют на психиатрическое лечение в Зонненштайн в Саксонии по велению Александра I. Однако четыре года пребывания в лечебнице не принесли никакой пользы. Батюшков возвращается в Москву. В 1830 году его  навещает Пушкин. Вероятно, что причиной написания стихотворения "Не дай мне Бог сойти  ума"  послужил именно этот визит к Батюшкову.
 
Константин Николаевич Батюшков умер от тифа в 1855 году. Поэта похоронили в  Спасо-Прилуцком монастыре рядом с Вологдой.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

ММКФ. "Судьба" журналиста, мечта психолога, "Дочь рыбака" и политика
Объявлена программа международного кинофестиваля «Меридианы Тихого»
Вечная ссылка Ариадны Эфрон

В Москве

В основной конкурс ММКФ включено 13 картин
Программа 8-го Всероссийского фестиваля молодой режиссуры "Артмиграция"
"Дни военно-исторического кино": программа кинофестиваля
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть