Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Евгений Замятин. Я, "Мы" и остальные действующие лица

У музы этого писателя было два крыла: одно от Икара, второе от самолёта. Хотя в основной профессии инженера он проектировал ледоколы!

Фото: polit-gramota.ru
Фото: polit-gramota.ru

Сказочник, джентльмен, алхимик, бунтарь, первооткрыватель антиутопической русской фантастики и строгий хранитель русских культурных традиций.

Современник жестокого века, Евгений Иванович Замятин сумел сам, без подмоги судьбы и подачек властей предержащих, элегантно спроектировать и достойно, даже со вкусом пройти свой жизненный путь. Создать не только собственный парадоксальный и занимательный литературный мир, но и с небрежной улыбкой денди переиграть мир рутинный, материальный, скучный и жестокий.

Биография и творчество Евгения Замятина наполнены тайнами и загадками. Уникальность дарования Замятина притягательна прежде всего неповторимостью, ощущением того литературного изящества, от которого и дух захватывает, и перечитывать всегда хочется.

Родился он в простой честной Лебедяни – маленьком городке на тот момент Тамбовской губернии. Отец – священник, преподаёт Закон Божий. Мать – пианистка, светски образованная дама. Ну как их потомку с пелёнок не стать парадоксалистом и экспериментатором?!

Фото: wolmar.ru

Родился он 1 февраля 1884 года. Через пять "молочных" лет Женя читает Гоголя и Толстого вместо "мама мыла раму". Но в местную гимназию пошёл как миленький в 1893 году. Гимназическое образование закончил уже в Воронеже в 1902 году. С золотой медалью. Видно, Воронеж ему понравился.

Замятин "навострился" в Петербург. Но не в университет, куда, казалось бы, вели блестящие гуманитарные способности, а в Политехнический институт, потому что математика давалась туго. Пошёл на сопротивление. Отметим этот оригинальный факт, который говорит о том, что будущий автор мирового бестселлера был или эксцентриком, или… человеком с характером.

Учится Евгений на престижном факультете Кораблестроения, всё чинно-благородно. И вдруг… вступает в РСДРП. К большевикам-революционерам его потянуло, в революцию. К 20-ти годам прочел уже всякие книжки, в том числе запрещённые. Может, и в тихой в Лебедяни что-то было не так?..

В 1905 году, под первую Русскую революцию, студенческие волнения шли по всему Петербургу. Идея в них поучаствовать показалась Замятину заманчивой. И он, конечно, влип. Дело могло кончиться плохо, и только неимоверными стараниями мамы, и, наверное, молитвами отца, Евгений счастливо выпутался. Его от греха подальше родные отправили в Египет (!), голову проветрить от революционных мыслей.

Фото: philologist.livejournal.com

Но на обратном пути Замятин становится свидетелем восстания на броненосце "Потёмкин" (судьба явно не даёт ему скучать). Он красноречиво везде рассказывал о впечатлениях от восстания, кому надо и не надо, расставляя собственные акценты. Снова арест. Высылка в Лебедянь. И это ещё по-божески!

Делать ему на родине абсолютно нечего, и он нелегально возвращается в Петербург. Проживает там и заканчивает в 1908 году учебное заведение по специальности морского инженера. И, что совсем интересно, чудесным образом преподаёт на родном факультете кораблестроения. "Вот какие бывают загадки и хитросплетения..." – писал Н.В. Гоголь в своих пленительных фантасмагориях, которые, видно, неспроста наш герой начал читать в 4 года.
 
Первый рассказ Евгения Замятина "Один" был опубликован в журнале "Образование" в 1908 году и сразу привлёк внимание критики. Его упрекали за подражание наимоднейшему тогда Леониду Андрееву, но в целом благосклонно приняли начинающего беллетриста. Правда, внимание привлекли не только стилистические новации автора, и вовсе не литературоведов. В 1911 году его нелегальное проживание в столице обнаружили другие ценители талантов с подмоченной репутацией. И "отрецензировали" нарушителя общественного порядка ссылкой в Лахту, сделав отечественной словесности несомненный подарок.

Именно в Лахте Замятин пишет первый свой самобытный шедевр – повесть "Уездное". В начале ХХ века русская словесность занялась, помимо прочих эстетических исканий, какими-то тлетворно археологическими раскопками языческой перунно-самоварной Руси, поисками праславянской гиперборейской цивилизации. Это битьё в колокола былинного Града Китежа продолжается до сих пор. А десятые годы ХХ века просто запестрели лапотно-русалочьей лазурью. На эту удочку попадались Розанов, Ремизов, даже Блок...

Б. Кустодиев. Портрет Е. Замятина. Фото: booksre-viewed.blogspot.com

Так вот, Замятин в традициях сугубо неореалистических отшлёпал, как заигравшихся детей, язычников-мистиков и алатырь-кудесников, носящих американские туфли на каучуковых подошвах. Главный герой "Уездного", Анфим Барыба, как Илья Муромец, тоже облюбовал свою русскую печь - сидит основательно года по два в каждом классе. Традиция российского магического реализма, пошедшая от Гоголя и Салтыкова-Щедрина, опередившего на сто лет Маркеса, у модерниста Замятина на материале натуралистической забубённой провинции выстрелила колдовским, но горьким гротеском. Мотивы окаменения, "бокового роста", сюрреалистической "изнаночности" русского мира вгоняли читателя поневоле в беспомощное, заколдованное "сновидческое" состояние.

Рельефный провинциальный окрас, вообще любые предлагаемые обстоятельства, как в последующих "Алатырь" и "На куличках", только нагнетают драматизм предчувствия национальной катастрофы. Все понимали, что бесчувственное, безучастное или сентиментально- мечтательное состояние "русского духа" – предвестие Большой Беды.

Истерия, гибельность состояния замкнутой группы солдат в повести "На куличках" предрекала всамделишную революцию и Гражданскую войну. Цензура быстро "оценила" заразительную талантливость этих пораженческих настроений во время Первой мировой войны, когда уже началось роковое десятилетие распада и хаоса. Повести повлекли за собой ссылку Замятина в Кемь. Так судьба описала круг: через два года ссылки Замятина не только возвращают к нормальной жизни и работе, но и посылают в престижную командировку в Англию. Там он занимается проектированием ледоколов.

Высшей точкой писательского мастерства и философско-гражданской позиции Замятина считается безукоризненно мрачный первенец романного жанра антиутопии, мировой бестселлер " Мы". Это за ним последуют Г.Уэллс, О. Хаксли, Дж. Оруэлл, даже Вл. Набоков, не говоря уж о Бредбери, Берроузе и прочих. Роман "Мы" был написан в 1920 году и на уже советской родине, естественно, издан не был. Последующая его международная судьба и слава хорошо известны.

Отметим рассказы "Дракон" (1918 год) о начале гражданской войны в России – авантюрную и метафизическую притчу о междоусобице, - и новеллу " Пещера" - апокалиптический взгляд на антиисторию всего человечества, возвращение сущности человека в пещерное доисторическое состояние. Это пробы уже зрелого пера, вооружённого мировоззрением и твёрдой убеждённостью в тоталитарной будущности общества.

Фото: polit-gramota.ru

И в главной его книге Замятин пришёл к закамуфлированной библейской максиме и заповеди "Бог есть Любовь". Герой "под нумером" у Замятина, влюбившись в такую же "номерную", прекрасно понимает, что хирургического вмешательства не избежать, и совершенно искренно его желает – желает убить в себе явление и феномен любви, убить в себе Бога, обретя единственно собственное человеческое "нечто".

Вот что преподнёс Евгений Иванович Замятин почтеннейшей советской и не только публике на заре двадцатого века. Оставаться в СССР после этого он не мог. Хотя породил "Серапионовых братьев", прельстительное литературное сообщество авторов вне политики. Зощенко, Слонимский, Тихонов, ещё парочка недюжинных пишущих "братьев"… но всё пошло прахом. К 1924 году "Серапионы" распались. Их даже не разгромили - они, братья, пошли в другую семью: общую пролетарскую литературу. В единственно возможный, чтобы жить и дышать, соцреализм. Замятин сказал по этому поводу: "Что-то вы все соскочили с прямых рельсов и дуете по кривым шпалам".

Замятина, правда, при вмешательстве Горького, относительно безболезненно выпустили из социалистической державы. Давно отплыли оба "философских" парохода, уже некоторые их пассажиры успели вернуться, заключив сделку с "совдепией". А Замятин уехал только в 1931 году. Причём с советским паспортом на руках. Перед этим написав честное основательное письмо человеку с трубкой, лично. Тот любил ясность. И отпустил.

Иллюстрация к антиутопии Е. Замятина "Мы". Фото: kino-teatr.ru

Скорей всего, в отличие от Булгакова, Пастернака, Мандельштама, Замятин был "хозяину" просто не интересен. Через год он живет в Париже, пишет критические статьи для западных журналов. Псевдоисторические рассказы и романы-притчи про Аттилу, про гуннов… В СССР его произведения не печатаются. Но в 1934 году Замятина производят в члены Союза писателей! Очередная усмешка судьбы. Зато западноевропейская литература и кинематограф на редкость быстро и умело освоило его прихотливую затею – жанр антиутопии.

С Голливудом у Евгения Ивановича не получилось. А жаль!

Смерть подкатилась к Евгению Замятину на французских колёсах, в полном расцвете писательских сил, в 53 года, когда он завоёвывал пером мастера вместе с гуннами просторы необозримого материка. Случилось это 10 марта 1937 года. Уже на родине бушевал и побеждал его жанр.

Фото: rusmir.media

А личный ледокол Евгения Ивановича нашел "порт приписки" на кладбище в парижском предместье Тье. Неясно только до сих пор: что нам делать с его загадками и мистификациями, провидческими намёками и сатирическими сущностями, которыми он населил свои страницы, свои не такие уж фантастические Миры?
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть