"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Фестиваль "Дни Авангарда" в Москве: "Город Солнца", монументальная пропаганда и архитектура власти

В Культурном центре ЗИЛ стартовал третий городской фестиваль "Дни Авангарда", тема которого "Искусство и власть"

Фото: Елизавета Гришанова
Фото: Елизавета Гришанова

Интересные мероприятия ждут зрителей в рамках этого фестиваля — экскурсии, лекции, мастер-классы, выставки. Также отдельно подготовлена детская программа. Фестиваль пройдёт на разных культурных площадках столицы. На торжественном открытии фестиваля выступили его организаторы и кураторы, которые рассказали о том, как он будет проходить. В Культурном центре ЗИЛ фестиваль "Дни авангарда" открывается уже не в первый раз. В этом году фестивальная программа продолжается целую неделю.

Реализован спецпроект фестиваля и дней культурного наследия — "100 лет плану монументальной пропаганды", посвящённый уникальным памятникам советской эпохи, которые не были установлены, были разрушены или демонтированы в период с 1918 по 1941 годы.

Среди них, например, Обелиск Советской конституции и Статуя Свободы, авторство которых принадлежит архитектору Д. П. Осипову, или памятник "Ангел", посвящённый Василию Сурикову, задуманный скульптором Петром Бромирским в 1919 году, но так и не установленный.

Проект памятника Василию Сурикову "Ангел".  Скульптор П. Бромирский. 1919. Не был установлен. Фото: volart.com.ua 

Исторически проект плана монументальной пропаганды относится к началу 20-х годов, когда Ленин, Луначарский, Бонч-Бруевич и другие, обсуждая философское произведение Томазо Кампанеллы "Город Солнца", говорили о том, что нужно изменить облик Петрограда и других крупных городов при помощи замены памятников. Согласно этой задумке, необходимо было демонтировать старые памятники царского режима и установить новые. Памятники несли символическое значение и влияли на городскую среду.

Согласно произведению Кампанеллы, предлагались не надписи, не росписи на фасадах, а именно памятники на центральных площадях.

Этот проект оказался неудачным диалогом между властью и искусством. К участию в нём подключили ведущих скульпторов страны, составили большой, неоднозначный и разнообразный список людей, образы которых собирались увековечить в своём городе. В этот список попали в том числе Шопен, Врубель, Андрей Рублёв, Мусоргский и в том числе герои античной истории, философы и деятели искусства. В рамках проекта были предложены абстрактные памятники — в том числе памятник мысли и свободе.

Каждый мог принять участие в проекте и выбрать героя для увековечивания.  К проекту подключились и кубофутуристы. Памятники сделали из недолговечных материалов — цемента, гипса и других, поэтому они либо быстро разрушились в течение одной зимы, либо их демонтировали сразу после установки: например, это произошло с футуристическим памятником Софье Перовской в Петрограде, который произвёл негативное впечатление на вождей, присутствовавших на открытии. В Москве от этого проекта почти ничего не осталось — лишь несколько рельефов и, например, памятники Герцену и Огарёву. В рамках спецпроекта "100 лет плану монументальной пропаганды" зрители смогли увидеть на мобильных стендах изображения не сохранившихся памятников и подробнее узнать об этом грандиозном, но не удавшемся проекте.

Памятник А. И. Герцену. Скульптор Н. А. Андреев. Фото: liveinternet.ru
— Каждый год у фестиваля своя тема, — рассказывает Александра Селиванова, старший научный сотрудник Музеев Москвы, руководительница Центра авангарда На Шаболовке. — Первый фестиваль, проходивший в 2017 году, назывался "Десять революций", был посвящён революции в сфере кино, театра, музыки, изобразительного искусства. Проводились экскурсии, лекции, выставки на разных площадках Москвы. В 2018 году фестиваль под названием "Левый фронт искусств" был посвящён 125-летнему юбилею Владимира Маяковского, в личности которого совмещались одновременно несколько направлений искусства: и поэзия, и театр, и дизайн, и архитектура. В нынешнем году для фестиваля мы выбрали тему, которая, на наш взгляд, является актуальной и сегодня: "Искусство и власть". Особое внимание уделено началу и середине 20-х годов XX-го столетия, когда диалог между новой советской властью и культурой выстраивался очень активно.

С каждым годом программа фестиваля "Дни Авангарда" становится всё более насыщенной, к ней подключаются всё больше культурных площадок столицы.

— Проект "Москва глазами инженера" относится к экскурсионной части фестиваля, — говорит Айрат Багаутдинов, историк-инженер, руководитель проекта в этом году. – Мы стараемся обратить особое внимание на те участки в городе, где сконцентрирована архитектура, которую можно назвать "архитектурой власти".

— Экскурсии проходят в разных форматах, — рассказывает Мария Никитина, куратор проекта "Москва глазами инженера". — Это экскурсии на электросамокатах по окрестностям Лубянки, есть пешеходные экскурсии, одна из которых посвящена раннему советскому строительству и изменениям облика города в постреволюционные годы, а вторая расскажет об авангарде на Мясницкой. Также есть экскурсии в очках виртуальной реальности — например, "Несбывшийся Тверской бульвар", на которой можно увидеть нереализованные авангардные проекты.



"Москва глазами инжерена". Фото: https://vk.com/moscoweng

Проекты ГМИРЛИ им. Даля, представленные на фестивале "Дни Авангарда", посвящены отношениям литературы и власти. Выставка "Про это" рассказывает о литературных войнах 20-х — 30-х годов, а вторая выставка в Переделкино посвящена Афиногенову: это цикл, объединённый общим названием "Советский Гамлет". Выставка продлится до середины мая. В рамках "Дней Авангарда" подготовлена экскурсионная программа и, кроме того, музей ГУЛАГа приглашает на литературные мероприятия. Музей "Огни Москвы" организовал программу, посвящённую плану ГОЭРЛО, авторство которого принадлежит Владимиру Ленину.

Во вторник, 23 апреля, в рамках фестиваля "Дни Авангарда" в Галерее "На Шаболовке" открылась выставка под названием "Левее левизны. Грузинский авангард в книге", на которой представлена уникальная коллекция книг 20-х годов.

"Левее левизны". Обложка повести Раждена Гветадзе "Костёр". Тбилиси, 1932. Фото:  https://www.nashabolovke-gallery.com/levee-levizny

Фестиваль "Дни Авангарда" подготовил и театрально-концертную программу. 25 апреля в галерее "На Шаболовке" будет представлена музыкальная конструкция "Хлебников" композитора Игоря Яковенко, посвящённая поэту Велимиру Хлебникову, а завершится фестиваль в Мультимедиа Арт Музее 26 апреля иммерсивным спектаклем-промеданом "Симоновка. Свободное время" и концертом "Машинерия", на котором московский ансамбль современной музыки исполнит произведения композиторов 1920-х годов, среди которых Александр Мосолов. Кроме того, прозвучат сочинения современных композиторов, находящихся в диалоге с музыкой тех лет. Гостей мероприятия ждёт острая, яркая и насыщенная программа.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть