"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Сочинская токката Черноморского барокко

XVII Зимний международный фестиваль искусств. Четыре континента.

Все фото: Евгений Евтюхов
Все фото: Евгений Евтюхов

Концерт-путешествие по Италии, Бахрейну, Китаю и России увенчалось мировой премьерой "Сочинской токкаты" для русской домры, октета интернациональных инструментов и хора Сретенского монастыря именитого композитора Александра Чайковского, отмечавшего в этот день, 19 февраля, свой день рождения. Шутливая миниатюра маститого автора окончательно собрала в единый музыкальный букет искусство далёких на первый взгляд друг от друга стилей и эпох, прошедших перед глазами зрителей.

Программа "Барокко четырёх континентов" была предложена сочинской публике, которая сама искала точки пересечения музыки Запада и Востока в лице четырёх уникальных ансамблей. На фестиваль впервые приехали иностранные гости: итальянский ансамбль "La Venexiana", художественный руководитель Габриеле Паломба; ансамбль "Наавэнд" из Бахрейна, художественный руководитель Саад Махмуд Джавад; китайский "Мин-квартет", художественный руководитель Суньюань Хэ. В этой многоликой творческой компании предстал Хор Сретенского монастыря, художественный руководитель Андрей Полторухин - носитель традиций русского духовного пения.

Каждый коллектив в начале вечера поприветствовал зрителей номером-интродукцией. Для знакомства музыканты вокально-инструментального квинтета "La Venexiana", в составе сопрано, меццо-сопрано, виола да гамба, теорба, клавесин, выбрали "Романэску" для 2-х голосов Клаудио Монтеверди (1567-1643).

Трио "Наавэнд" (вокал, уд, ударные) презентовало себя импровизацией по мотивам испано-арабского фольклора "Мувашшах" (X век).

"Мин-квартет" изобразил "Опьяняющий мир и процветание" Цзуй Тай Пин. Музыкальную композицию эпохи конца Империи Мин XVII века молодые музыканты исполнили на традиционных китайских инструментах - бамбуковой флейте, эрху, ударных в сопровождении голоса.

"Трисвятое" Николая Дилецкого (1630-1681) прозвучало молитвой мужских голосов хора Сретенского монастыря.

Затем ансамбли передавали эстафету друг другу, исполняя свою мини-программу. Как оказалось, мадригалы Монтеверди органично контрастировали с экзотикой бахрейнской фольклорной музыки, исполняемой ловцами жемчуга. Непривычная русскому уху "Пуань Мантра" (1592) из Поднебесной завораживала также, как и русские богослужебные хоровые концерты XVII-XVIII  веков - Николая Дилецкого, Василия Титова, Дмитрия Бортнянского.

Поэтичность и выразительность звучащего в концерте музыкального материала не зависела от географии места его рождения или авторства - Европа и Азия, конкретный композитор или коллективный народный автор. Мадригалы Монтеверди встречались с древней музыкой арабского этноса, голос тысячелетней китайской цивилизации предвосхищал русское православное пение. Эмоциональная сила воздействия была равнозначна из-за подобия источников внутренней гармонии в каждой национальной традиции. Мы все едины и отражаем друг другу в разных ипостасях.

Духовные песнопения русских композиторов доглинковской эпохи в исполнении хора Сретенского монастыря покорили возвышенным благородством, светлой лирикой благозвучных аккордовых вертикалей, певучестью церковных звучаний.



Токкатный жанр музыкальной новинки именинника Александра Чайковского срифмовался с темой вечера. Современная версия барокко в Сочинской токкате проявилась в моторно-импровизационном характере пьесы. Незатейливая миниатюра тем не менее отразила сущность барочного стиля, сумев "подружить" недружелюбные по тембру инструменты в музыкальной партитуре. Серьёзный хоровой голос "несерьёзно" повторял шутливые фразы, также сочинённые композитором: Все мы очень ХОЧЕМ в Сочи... потому что можем в Сочи мы Башмета увидать.

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть