Штрихкодирование – это методика кодирования сведений о продукции/объекте, которые считываются при помощи специального сканера. Предполагается, что каждой товарной единице присваивается уникальный код, который регистрируется в международной системе. Нанесение на изделие средства идентификации – это добровольный шаг предприятия, который совершается для оптимизации складского учета и сотрудничества с крупными контрагентами.
Как работает штрихкодирование на складе?
Штриховое кодирование позволяет моментально идентифицировать товар, определить его наименование, групповую принадлежность, движение и т.д. Принцип работы этой технологии на складе сводится к следующему:
- На каждую товарную единицу наносится уникальный штрихкод. Он может содержать только базовые сведения (страна происхождения товара/регистрации кода, название продукта) или подробную информацию (габариты, период хранения продукции, номер спецификации, по которой та была выпущена, тип использованного сырья и т.д.).
- При любом перемещении товарной единицы в рамках склада работники сканируют штрих-код.
- Информация, зашифрованная в средстве идентификации, в автоматическом режиме передается в информационную систему склада (например, 1С). Там данные регистрируются и обрабатываются.
Штриховые коды могут наноситься не только на продукцию, но и на другие объекты, размещенные на складе, например:
- Места хранения – так отслеживается заполненность помещений в режиме онлайн, оптимизируется использование свободных площадей.
- Складская техника – так контролируется перемещение оборудования. Работник сканирует штрихкод машины / механизма, тем самым закрепляет ее за собой. Видя это, начальство дает ему те задания, для выполнения которых нужна конкретная техника.
- Складская документация (например, приходные ордера, накладные) – путем сканирования штрихового кода с документов работники быстро добавляют их в информационную систему предприятия. Так минимизируется ручной труд и влияние «человеческого фактора».
- Бейджи сотрудников – с помощью сканирования средств идентификации работодатель отслеживает место нахождения специалистов, рассчитывает объем выполненной работы (при сдельной оплате труда).
Внедрение штрихкодирования на складе – это способ автоматизации управления и повышения эффективности работы. Дополнительная информация на сайте https://znak.store/.
Когда требуется штрихкодирования на складе?
Технология штрихового кодирования отличается универсальностью. Она применима и для малых предприятий, и для крупных компаний с большим количеством складских операций. Наиболее актуально применение средств идентификации для фирм, которые:
- работают с широким ассортиментом продукции;
- организуют хранение визуально схожих товаров;
- хранят изделия, для которых требуется контроль сроков годности.
Использование штрихкодирования обязательно для товаров, которые подлежат маркированию кодами DataMatrix. Например, в эту категорию входят парфюмерные и табачные изделия, шины и покрышки, столовое и кухонное белье, определенные виды одежды, молочная продукция, питьевая вода и т.д. Информация об их передвижении от производства до конечного потребителя постоянно сканируется и передается в федеральную систему «Честный Знак».
Также штрихкодирование обязательно для компаний, которые сотрудничают с торговыми сетями. Супермаркеты и гипермаркеты принимают на реализацию только те изделия, на которых присутствуют зарегистрированные штрихкоды.
Как внедряется складское штрихкодирование?
Организация штрихового кодирования на складе проходит по следующему алгоритму:
- Анализ текущих потребностей. Определяется специфика размещенного товара, частота его перемещений, прибытия / отбытия, необходимость контроля сроков годности и иных факторов, визуальная схожесть продукции. Исходя из этого определяется, какие помещения будут использоваться для маркирования, какое оборудование и программное обеспечение потребуется.
- Приобретение оборудования. Для штрихового кодирования требуются специализированные графические программы. Как правило, они идут в комплекте с принтером или с учетной системой.
Тип приобретаемого оборудования зависит от частоты совершения складских операций:
- до 10-ти в день – подходит лазерный принтер;
- 10-10 000 – требуется принтер для этикеток;
- более 10 000 ежедневно – целесообразно заказывать печать в типографии.
В зависимости от объемов печати выбирается тип принтера этикеток. Если он велик, приобретается стационарное устройство. Мобильные модели позволяют печатать прямо в месте хранения, но обладают меньшей производительностью.
Для чтения штрихкодов приобретается один из 2-х типов устройств:
- сканеры – считывают информацию и передают в учетную систему, не отображая ее на экране и не позволяя обрабатывать;
- терминалы сбора данных – считывают информацию и дают возможность ее обработки (функционируют как мини-компьютер).
Также для работы со штрихкодами предприятию нужно установить учетную систему или адаптировать уже имеющийся программный продукт к новым условиям работы.
- Обучение персонала. После приобретения необходимого оборудования компания проводит обучение сотрудников и составляет внутренний регламент по складскому штрихкодированию.
После внедрения новой системы проводится ее тестирование, которое позволяет выявить «узкие места» и своевременно скорректировать алгоритмы работы.