В популярном социальном ролике "Суд над образованием" оратор называет школу – "древним институтом, изжившим самого себя".
Он заявляет, что в течение последних 150 лет менялся внешний вид телефона, машины, а школьные классы остались прежними. Раньше людей готовили к работе на фабрике, теперь же задача системы образования – готовить людей к инновационному, креативному мышлению.
Но у доски учитель стоит один перед двадцатью-тридцатью учениками, у каждого из которых разные потребности и возможности, и преподаёт всем одинаково. Здесь появляется вопрос: как предоставить возможность каждому ученику проявить себя? Не уничтожить, а развить его индивидуальные таланты?
У каждого хорошего учителя ответ на этот вопрос будет свой.
Я пришла работать в школу в 2021 году. Внешне она выглядит вполне цивильно, современные интерактивные панели вместо досок, новейшие лаборатории и спортивные залы. Но внутреннее содержание ничем не отличается от "Школы" из одноименного сериала Гай Германики. Контингент формирует подход к обучению.
Кадр из сериала "Школа"
Один министр образования как-то раз заявил, что учителя, работающие с талантливыми детьми, должны получать больше, так как их труд более ценен. Что ж, огранить алмаз до состояния бриллианта – действительно ювелирный труд; но попробовать создать алмаз из угля – труд настоящего волшебника.
Вот это и является моей рутиной – пробовать, пробовать и пробовать. Не сломать детские души, дать им шанс самовыразиться, возможность не только адаптироваться в роли ученика, но и комфортно себя чувствовать в обществе вообще.
Результаты обучения делятся на: предметные, метапредметные и личностные. И мне безумно нравится, что подход к каждой из этих задач может быть свой, адаптируемый под микромир конкретного класса.
Урок – это про то, как дать необходимые знания в удобоваримой форме. Это про вовлеченность, сотрудничество и мотивацию. Про то, что можно строить макет средневековой крепости в Майнкрафте, изучая историю. Запоминать гоголевского "Ревизора", создавая мемы в команде. Рисовать интеллектуальные карты и адаптировать "Элиас" под уроки русского языка для лучшего запоминания терминов.
Я попросила учеников вспомнить урок, который они считают интересным:
Младенович Диана, 8 класс:
Урок, который мне больше всего понравился, был на практикуме по русскому языку, когда мы ели вкусняшки и отгадывали слова на бумажках. Перед этим мы вместе с учителем оставались после уроков и мастерили карточки по типу "Элиас" с терминами из лингвистики. Ещё на литературе, играя в командах, соревнуемся друг с другом в знании произведений. Везде было смешно и весело. Такие уроки дарят мне новые и хорошие эмоции.
Водянчук Илья, 7 класс:
Урок, который мне больше всего запомнился и, по-моему, был очень интересный, это урок Истории. На нём мы разделились на команды и играли в "шахматы". Надо было составить из шахмат карту сражения "Северной войны", расставляя шахматы в таком порядке, который дан на схеме. Очень было интересно и увлекательно.
Гукова Анастасия, 7 класс:
Больше всего мне понравился урок истории,на котором мы играли с одноклассниками в "Исторического крокодила". Все ребята делятся на команды и один из участников выбирает слово в случайном порядке и пытается изобразить то, что написано на листке. Другие участники игры должны отгадать загаданное слово. Было очень весело и интересно. Этот урок мне запомнится надолго (веселый смайлик).
Парандюк Георгий, 8 класс:
На замену пришёл старичок, похожий на Эйнштейна, и он показывал формулы и переливал колбочки с жидкостью. Он показал необычный фокус с колбочками, и там менялись цвета.
Мария Федик, 9 класс:
Мне очень понравился урок литературы. Когда мы играли в викторины и размышляли над всякими вопросами и заданиями. Было интересно, мы собирались в команды и пытались правильно ответить и получить баллы. Возле доски вставал человек и подсчитывал баллы, в прошлый раз это была я, было интересно наблюдать за другими, как все действуют сообща и стараются. В конце урока поставили всем хорошие оценки, было увлекательно.
Абсолютно по-разному проведённые уроки, причём, я хотела бы подчеркнуть, обычные уроки, здесь ученики рассказывают о стандартных уроках конкретных учителей, не только воспитывают и прививают желание детей учиться и изучать, но и дарят положительные эмоции. Учебный процесс, на мой скромный взгляд, должен быть интересен для всех участников.
Учёба – это не зубрежка, это понимание.
Понимание материала.
Понимание и сотрудничество в команде учеников.
Понимание и взаимное уважение между учителем и ребёнком.