БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди
23 апреля 2024
О писательнице Анастасии Вербицкой
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

18 июля 2018 13:58

Дневник почти путешественника за драниками

Если вы яшчэ не были в Минске

Фото: Оксана Лисковая
Фото: Оксана Лисковая

Минск – столица Республики Беларусь. Денежная единица – белорусский рубль. Суп – жур. ГУМ – ГУМ. ЦУМ – ЦУМ. Театр кукол – Тэатр лялек. Кошка – котка. Ревизор – Рэвiзор. Касса – каса. Символ Беларуси – драники, спотыкач, лен, васильки, аист и хорошие люди.

У меня с Беларусью связано несколько детских воспоминаний: маленький низкоэтажный городок, огромный вкусный, как торт, хлеб в завитушках, первое посещение православной церкви, праздник Ивана Купалы в городском парке на берегу озера, дом, в котором нет всех удобств и сборник стихов Ломоносова в маленьком книжном магазине.

В Минск мы с подругой поехали на три ночи в короткий отпуск. В таких путешествиях сосредоточенность и программа, составленная до отъезда, очень помогают сделать путешествие цельным. Очень помогают, но не нам. Несколько страниц мест, которые отмечены путешественниками до нас пометами – обязательно для посещения, несколько кулинарных галок, несколько устных советов были согласованы, распечатаны и спрятаны в рюкзаки. Поехали!
Первое архитектурное впечатление, оно же и привезенное обратно: Минск – город между сталинским ампиром и уже привычными европейскими кварталами. Невысокий, с огромным небом и потрясающе чистый. Ощущение, что город моют каждый день в любом его уголке, моют сказочные мойщики мылом и мочалкой, а садовники расчесывают траву специальными расческами. Нам – перфекционистам, сердечная радость и уют. Психологически в городе очень комфортно, на какой бы улице вы не оказались – вас всегда поймут и подскажут.

В Минске бережно относятся к своему прошлому, поэтому памятные доски о деятельности революционеров 1917 года и память о страшных годах второй мировой войны отражена в архитектурном облике столицы.

Фото: Оксана Лисковая
 
Музеи Минска. Список у нас был приличный. На самом деле, если бы сложилось с музеями – мы бы не увидели город. Но! Нежданно-негаданно мы приехали в период празднования Дня независимости Беларуси. И так уж вышло, что у всех были праздничные дни: готовился парад и по дороге из аэропорта нас встречали вертолеты, которые репетировали; повсюду были белорусские флаги и поздравления, что придало городу колорит и торжественность.

Поэтому те музеи, которые мы находили – были закрыты, а те, что не находили, остались без нас. Все сразу пошло как-то не запланированными кругами, по которым мы и ходили, о чем нисколько не жалеем. Город – это характер, чтобы он открылся, в нем нужно заблудиться, нужно идти случайно, разглядывая улицы и попадать туда, куда только тебе и надо попасть.

Музей кота (Музей Ката) – на самом деле это приют. Вход стоит девять белорусских рублей за час посещения. Деньги идут на содержание животных, за которыми ухаживают волонтеры. Котов можно гладить, с ними можно играть, предварительно наступив на гигиенический коврик и обработав руки. Есть зал, где можно пить чай/кофе с печеньями. Коридоры музея украшают детские рисунки, если следовать за ними, можно попасть в игровую комнату и сыграть партию в котошашки. Прекрасным сотрудникам музея удается устроить своих подопечных в добрые руки, причем не только в регионе, но и за его пределами, например, коты уехали жить в Латвию, Израиль, Казахстан.

Фото: Оксана Лисковая
 
Верхний город. Главная историческая достопримечательность Минска, по сюжету напоминает старый город в Риге. Там можно увидеть разнообразные по стилю постройки от 16 до 18 века, в том числе знаменитую минскую городскую Ратушу и изумительный по красоте внутреннего убранства Православный Свято-Духов Кафедральный собор. На небольшой мощеной площади можно побродить, встретив привычных в Европе мимов, а можно посидеть в маленьких открытых кафе, чтобы услышать город. Вечером в Старом городе проходят джаз-концерты и тусит молодежь.

Красный Костел. Добраться можно все на том же сотом автобусе в сторону остановки Аэропорт 1, там, кстати, находится старый аэропорт Минска, ныне не действующий и, как нам намекнули, его здание может быть демонтировано для новой постройки, так что если собираетесь в ближайшее время, доберитесь и до него.

Собор Святых Семена и Елены типичный католический собор неоготической архитектуры свободен для входа посетителей и туристов. При посещении, конечно, стоит не забывать, что собор действующий, и вести себя нужно корректно по отношению к верующим.

Фото: Оксана Лисковая
 
Музей современного искусства галерея Ӯ. Если вы собрались в эту галерею будьте внимательны, она переехала с проспекта Независмости 37а, и теперь находится где-то близко от метро Профсоюзная. Прекрасный юноша, бросив создание арт-объекта, нарисовал нам схему, по которой мы могли бы ее найти, но ехать на другую сторону наших планов мы не решились, поэтому отправились на поиски Костела святого Роха (Собора Святого Духа).

Костел Святого Роха. Находится тоже на центральном проспекте города, дом 44 А. Костел спрятан во дворах, поэтому смело можно нырнуть в арку и недалеко от детской площадки увидеть небольшую лесенку или же обойти вокруг. Несмотря на наши очередные круговые движения, Собор тоже оказался закрыт, но спускаясь по лестнице за голубем мы обнаружили, что так вот запросто нашли еще одно знаковое место для Минска – Залатая Горка. Тут же рядом находится арт-галерея, которую, как вы уже догадались, нам тоже не удалось посетить.

Фото: Оксана Лисковая
 
Что делать туристу, если музеи оказались закрыты? Туристу нужно: 1) бесцельно шататься по городу, наслаждаясь его жизнью и попадая из настоящего в прошлое или будущее, 2) попасть на аўтобус "Мiнск-экскурсiйны! Маршрут № 100. Этот автобус ходит вдоль всего проспекта Независимости (который пройти от начала и до конца смогут не все) и рассказывает о том, что вы видите справа и слева на белорусском, русском и английском языках. Кстати, билеты на городской транспорт можно купить в кассах метро (три дня безлимитных поездок на всем транспорте включая электрички обойдутся примерно в 360 рублей), 3) пойти в парки, 3) пойти в театр и, конечно, 4) найти то, что привезешь на память.

Парки. В этом плане Минск – это зеленая карта. Парки – абсолютно прекрасны, особенно при мелком дожде. Честное слово! Они становятся блестящими по цвету и пахнут каштанами, соснами, березами… В зелень одет вход в театр Оперы и балета, сезон которого, по сложившейся традиции был закрыт и билеты не продавались. В центре находится Парк Горького и Детский центральный парк. Вход туда совершенно бесплатный. Для прогулочного отдыха существует еще несколько культовых мест – это музей валунов и Слепянская водная система.

Фото: Оксана Лисковая
 
На Осмоловку мы попали неожиданно – двухэтажные домики, которые проезжал троллейбус, выглядели довольно экзотично для центра Минска. Похоже на Осмоловку… и, присмотревшись к названию улицы, – Улица Киселева! - мы выскочили. Это и есть она – Осмоловка, выстроенная в центре Минска в несколько послевоенных лет.

Этот район был и остается особенным. Кто в нем только ни жил – и военные и богема. Сразу после постройки квартиры отдали военным, а ближе к 50-м там уже получали жилье творческие люди – совсем рядом располагается Театр Оперы и балета, логично, что они получали квартиры в близлежащих домах.

Фото: Оксана Лисковая
 
Осмоловка в начале 50-х была обнесена забором, калитки в котором закрывались на ночь, она абсолютно открыта сегодня, в нее можно войти с любой стороны. Но даже теперь, когда доступ к ней свободен, она кажется закрытой. У прохожего, не живущего в этом районе, создается впечатление, что он все-таки нарушил чужие границы, что сейчас выйдут хозяева и добродушно спросят – к кому вы? Кто вам нужен? Кого вы ищете?

Двухэтажные желтые домики с огромными окнами, на которых нет решеток, производят странное впечатление – как будто ты попал в детство и идешь по знакомым улочкам, и сейчас войдешь в какой-то из подъездов – к родственникам, друзьям или знакомым.

Мы с подругой как зачарованные ходили по улицам и фотографировали – вон то окно, вон тот балкон, "а там еще палисадник", "а смотри какие занавески", когда нас остановил мужчина в годах странным вопросом: "Вот вы фотографируете – чтобы оставить или, чтобы убрать?". "Конечно, чтобы оставить!" - одновременно ответили мы. И он стал нам рассказывать, что в этих домах живут еще с тех времен, когда приезжали поднимать города по комсомольским путевкам, что район называется по имени архитектора Осмоловского, что его строили "люди строили, кто же еще строит", что все хотят остаться в своих домах, несмотря на то, что дома эти требуют ремонта.

Фото: Оксана Лисковая
 
По Осмоловке можно ходить долго. Она похожа одновременно на все города детства – малоэтажная, уютная, старомодная, с арками, эркерами, черепичными крышами. Это тот район, в котором белье вывешивают на веревку во дворе, а для того чтобы узнать новости выходят на балкон.

Мы, конечно, хотели бы и в следующую поездку застать Осмоловку на своем месте. Это же исторический квартал, который одновременно и обеспечивает туристический колорит, и сохраняет культурное наследие.

Интересно, что сначала Осмоловка не была центром города, а являлась окраиной, возведенной на Троицкой горе, но Минск строился, прирастал, и этот район из окраинного стал центральным, однако не перестал быть обособленным и уникальным. Он остался атмосферным и неожиданным – из многоэтажек и парков внезапно выходишь в прошлое – старые обшарпанные балконы и кракелюрные стены, кружевные занавески и огромные незастекленные балконы, так и ждешь, что бабушка сейчас на весь двор закричит: "Обедать!".

Минск любит граффити или граффити любят Минск. Не то, чтобы город был переполнен стрит-артом, но если внимательно смотреть, то можно встретить нечто неожиданное. Минские граффити приятны глазу, дружелюбны, часто они что-то поясняют или просто являются произведениями искусства – арт-объектами. Современный стрит-арт как разновидность искусства только начинает завоевывать сердца жителей города, но уже приводит в восторг приезжих. Часть работ появилась в рамках официальных фестивалей и арт-проектов, но есть и новые, которые заказывают не только частные, но и государственные компании.

Фото: Оксана Лисковая
 
В Минске прошло уже несколько фестивалей белорусско-бразильского уличного искусства Vulica Brasil. Второй масштабный международный проект - Urban Myth, он тоже украшает стены города работами иностранных художников.

Прекрасно, что большая часть граффити имеет легальный статус и поэтому рискует стать достопримечательностью Минска, отмеченной в каждом официальном путеводителе. Первые граффити, на которые мы обратили внимание, остались от фестиваля Vulica Brasil, следующие мы видели на заборе, который нам встретился по дороге от гостиницы к метро, потом еще на Осмоловке, на стене Чайного домика недалеко от Золотой горки, и на многих других стенах. Они появлялись ниоткуда и были совершенно законченными, иногда совершенно прикладными – разъясняющими назначение объекта, не всегда понятными, но всегда – интересными и привлекающими внимание.

Театр. Здесь нам повезло. Наши троекратные подходы к кассе театра имени Янки Купалы увенчалось походом на премьерный спектакль "РЭВIЗОР" постановка - Мiкалаi Пiнiгiн. Знаменитая пьеса Николая Гоголя шла на белорусском языке три часа. Три часа блестящих режиссерских находок и актерского мастерства. Спектакль поставлен на Городничего, которого в этот вечер играл Вiталь Макарэвiч, Хлестаков – Аляксандр Казела. Спектакль получился по-настоящему веселым и трагичным, актерам удалось подарить весь спектр эмоций, в какой-то момент слезы неожиданно появляются в горле. И это не от момента узнавания себя, скорее Городничему Вiталя Макарэвiча удается перетянуть зрителя на свою сторону и боль, которую он и его семейство получают взамен блестящей перспективной столичной жизни, ощущается и зрителем в полной мере. Но, тем не менее, в финале, который скорее о смерти (трактовка немой сцены Гоголя), чем о бесконечности ожидаемых ревизоров в забытом повсюду дурацком городке, кто-то дарит надежду на то, что там, наверху, этих людей помилует новый чиновник из большого мира и как-то все наладится.

Фото: Оксана Лисковая
 
Еда и покупки. Самая вкусная еда нам досталась в ресторанах "Свои" и "Столичный". В Минске стоит попробовать: местное пиво, жур с копченостями (суп на основе овсяной муки), драники, местные наливки, мороженое, шоколад (например "Беловежская пуща"), пирожные в буфете "Универсам центральный" - вовсе не то, что и ЦУМ. Обязательно посетите крытый Комаровский рынок – оттуда тоже можно привезти вкусненьких сувениров!

Сувениры несъедобные, в том числе хорошо знакомый нашим родителям лен с васильками и аистами и знаменитые бретские носки купить можно и в ЦУМе, и в ГУме, но… поднимитесь из отдела сувениров выше и выиграете в цене. В отделе сувениров спрашивайте куклу с длинной закрученной косой – на удачу.

Фото: Оксана Лисковая
 
И о погоде! Погода – друг туриста! Но бывает, что ей нет до него никакого дела. Поэтому иногда нас поливало, иногда нам светило, но ничему это не мешало. Легкий дождь – лучше ливня, ливень – лучше гололеда, холод – лучше жары, и жара… лучше плохого настроения.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Молога. 875 лет ныне несуществующему городу.
Киров – Вятка – Хлынов. Памятливый город.
Горские легенды. Красиво и страшно. Продолжение.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть