"Старик и море. Пробы и ошибки" Эрнеста Хемингуэя. Театр "Мастерская Петра Фоменко". Старая сцена.
    13 ноября 2025
    Литературную премию Букера получил Дэвид Солой
    13 ноября 2025
    Подвиг полярника
    13 ноября 2025
    Узор в узоре
    13 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    7 октября 2025 14:27

    Между правдой и мифом: премьера «НЕвербатиМЫ» на «Арт-платформе»

    Автор: Ревизор.ru
    фото предоставлены организатором
    фото предоставлены организатором

    15 октября в пространстве «Арт-платформа» состоится первая премьера «Кстати театра» – спектакль «НЕвербатиМЫ», созданный при участии проекта «Культурный дом».

    Участники спектакля сами выбрали литературных или реальных героев, созвучных их внутреннему миру. После погружения в реальность персонажей, артисты в сотрудничестве с режиссером Романом Шаляпиным создали уникальные монологи, которые назвали «НЕвербатиМЫ». Игра слов в названии очевидна. Это театр на стыке реальности и вымысла, достоверности и мифа, иронии и элементов душевного стриптиза.

    Собственная жизнь в сочетании с судьбой другого человека или литературным сюжетом предлагает множество невероятных поворотов и неожиданных пересечений.

    9 моноспектаклей звучат в исполнении Павла Артемьева, Ольги Рыжковой, Игоря Кузнецова, Баястан Уулу Колдошалы, Максима Плетнева, Арины Маракулиной, Марии Рогожиной, Дмитрия Симонова и Камила Гурбанова.

    Фокус в том, что догадаться о том, кого выбрал в герои каждый из артистов, зрители должны сами. Артисты вовлекают публику в волнующую игру «КТО ПЕРЕДО МНОЙ?» и ведут к 10 монологу — внутреннему монологу каждого зрителя, который звучит, как ответ на вопрос — «КТО Я?».

    Мы поговорили с тремя участниками этого необычного проекта.

    Роман Шаляпин -  режиссер, актер театра и кино, сценарист, продюсер. Педагог и выпускник режиссерского факультета РАТИ (ГИТИС), мастерская Олега Кудряшова. Сотрудничал с театром Российской Армии,  МТЮЗом. С 2006 года сотрудничает с Театром Наций. Режиссер спектакля «НЕвербатиМЫ»



    Как появилась идея спектакля?

    Сама идея родилась как актерское упражнение. Лет пять назад мы с коллегой Айнуром Сафиулиным решили организовать актерские курсы для всех желающих. К нам пришли человек 20 самых разных профессий, разного возраста, с разным жизненным опытом и мотивацией. На первом курсе артисты обычно делают этюды на наблюдение за предметами, животными и так далее. Но с этими людьми мне было интересно пойти немного другим путем.

    Появилось задание найти близкого себе персонажа и самостоятельно создать монолог, в котором соединились бы характер этого героя и собственные переживания. Кроме актерского упражнения, здесь есть внутренняя правда. А для зрителя это интересная «угадайка» и тоже экзамен на наблюдательность.

    Сейчас, в работе с профессиональными артистами, эта идея вышла на новый уровень наблюдательности, откровенности, и мастерства, конечно. В ней есть свобода, отсутствие навязанных драматургических рамок. Это монологи нескольких артистов, но все они связаны идеей поиска своей темы, своего голоса через отражение в другом. Есть известный принцип существования актера в роли: «Я в предлагаемых обстоятельствах», в нашем спектакле акцент на «Я».

    Название спектакля претендует на новый жанр. Что такое невербатим?

    Не думаю, что это новый жанр. По сути, это, конечно, вербатим, то есть монолог на основе реальных событий. Можно отнести наш спектакль к какому-то новому жанровому подклассу. Это соединение вербатима с драмой, спектакль на стыке реальности и вымысла. В каждой истории есть что-то от реального артиста, а что-то – сугубо от персонажа. Текст рождался в диалоге актера и образа, а так же в соавторстве с режиссером, со мной, то есть. Каждая история – индивидуальная пьеса для одного-единственного актера. Никто другой её сыграть не сможет. Здесь меньше показа, больше внутренней мотивации, внутренней энергии и внутренних поисков.

     В спектакле 10 монологов, что их связывает в один спектакль?

    Мне, как режиссеру, хочется, чтобы в спектакле было два мира. Реальный мир, в котором живет актер, и мир его персонажа. Соединяет их, чаще всего, общая боль. Мне кажется, без боли выходить на сцену вообще странно. Зритель иногда не видит эту боль, но чувствует: она всегда где-то спрятана в хороших работах. Это актерская боль, которая совмещена с болью персонажа, их соединение как раз и происходит на этом стыке. Боли, конечно не физической, а метафизической. Я сейчас даже Шопенгауэра начал почитывать – «Мир как воля и представление». Мир творцов един. Музыкантов, художников, балетных танцоров, или писателей объединяетвертикальная струна. На одном конце – острое ощущение реальности. А на другом – острое ощущение, что этой реальности в нашем творческом мире как раз и недостает. В этом поиске мы и проводим репетиционные  дни. Мы хотим не представления, а разговора с залом. Более того, нам интересно втянуть зрителей в нашу игру, подключить к миру персонажа и своему одновременно. Мы сознательно не называем тех, кто стал «прообразом» в наших монологах, потому что образ шире прототипа. С другой стороны, догадываться и строить предположения на эту тему очень увлекательно. Но это не просто игра: «Угадай, кто под маской», десятый монолог - внутренний монолог наших зрителей. Надеемся, что он родится в зале.

    Пулод Даврони - продюсер и основатель проектов «Театральная площадь» и «Кстати театр».

    Чем вас заинтересовал проект «НеЕвербатиМЫ»?

    Этот проект меня заинтересовал еще год назад, но тогда я не знал, как его реализовать. А сейчас, когда у нас появился свой проект в Москве – «Кстати театр», мы встретились с Романом Шаляпиным, Ольгой Рыжковой и Павлом Артемьевым ещё раз и поговорили уже подробно.

    У «Невербатимов» очень интересный формат, совпадающий с концепцией «Кстати театра», ориентированного на необычные, даже неожиданные формы в театральном искусстве.

    В спектакле заняты как уже известные артисты, так и молодые. Объединяющая их энергия поиска рождает совершенно особенную энергетику, и мне показалось, что это должно людям понравиться.

    Кому этот спектакль придется кстати, как вы думаете?

    Я думаю, что этот спектакль будет кстати для тех людей, которые часто ходят в театр и интересуются чем-то новым. Он придётся кстати  людям, которые не ходят в театр по причине его «театральности», а ищут правды, ищут откровенного и честного разговора. Он будет кстати тем, кто ищет в театре не ответов, а вопросов.

    Получился спектакль, в котором будет много настоящих эмоций и у артистов, и у зрителей. Это довольно личные истории, и рассказаны они на очень высоком градусе переживания. Жанр, стиль, тема следующего монолога абсолютно непредсказуемы: от трагедии до трэша, от комедии до мелодрамы. Шторм самых разных эмоций создает мощную энергию внутри зала.

    Мне лично часто не хватает правды в разговорах, в общении между людьми. Говорят, что правда может быть не очень красивой, но если это правда, то она всегда прекраснее самой красивой лжи. Смешная, грустная, трагическая и так далее, правда всегда про жизнь. И вот об этом будет наш спектакль. Мы ждем тех, кому хочется живых и настоящих эмоций.

    Чего вы ждете от спектакля, как зритель?

    Как зритель, я ожидаю именно того, о чем сказал выше: правды, которая будет рождаться с каждым артистом. Ведь правда еще и для каждого разная. Не случайно артисты выбрали своих героев сами, выбрали для того, чтобы честно рассказать о себе и о мире, в котором мы живем. Я жду настоящего диалога, обмена энергией. Надеюсь, что именно это и произойдет у нас на премьере 15 октября.

    Павел Артемьев – актер театра и кино, певец, композитор, музыкант, режиссер. Автор песен и продюсер рок-группы «ARTEMIEV». Актёр московского театра «Практика».

    Что самое сложное в работе над спектаклем «НЕвербатиМЫ»?

    Самое сложное, наверное, то, что он создается с нуля. Вначале нас ждала ещё и работа над текстом. То есть, мы сами полностью придумываем то, что потом будем делать. Это дико интересно, хотя посещало чувство, что работаешь вслепую. Мне вполне комфортно в роли драматурга, я с удовольствием пишу сценарии уже несколько лет. Но тут другая штука. Это же не обычный формат. Слава Богу, я не могу сказать, что полностью придумал текст сам. Мы с режиссером Романом Шаляпиным на репетициях додумывали, придумывали, переделывали его вместе. Неожиданные есть ходы, рискованные даже, неочевидные. В спектакле 9 артистов. У каждого своя линия, своя история, монолог, персонаж. Мой герой – один из них. Мне кажется, что нас объединила тяга к детству, так или иначе, но это, наверное, пронизывающая спектакль тема. Это не значит, что он детский, ни в коем случае! Просто любые игры очень сильно замешаны на детскости, а актер вообще всю жизнь играет. Я не первый раз работаю с Ромой. С ним интересно, душевно и трогательно. Мне кажется, что и результат, скорее всего, будет таким же.

    Как вы нашли друг друга с героем монолога?

    Роман предложил нам выбрать абсолютно кого угодно, кем бы мы хотели побыть на один день или на один спектакль.

    Я выбрал своего героя в силу того, что в детстве очень любил произведение, в котором он живет. И у меня была тогда одноименная игрушка. Все это мне вспомнилось и подумалось: а как себя чувствуют оставленные игрушки?

    Мой герой – определенный зверь с широко известной биографией, в которую я сейчас глубоко погружен. Я перечитал все книги о нем и обнаружил, что, во-первых, книга, действительно, дико смешная. А во-вторых, многих реальных, причем очень известных, людей, отчётливо узнаешь в её персонажах. А еще мой герой – неплохой, прямо скажем, поэт. Я вдохновился его стихами и создал для спектакля некое музыкальное произведение по их мотивам.

    Какие ещё открытия вы совершили, перечитав книгу своего героя?

    Общая идея этих книг в том, что автор рассказывает своему сыну истории, которые тот и так должен знать. Но тайна приключений моего героя известна только папе. Меня, конечно, могут не понять и даже поругать потом, но я думаю, что в каком-то смысле это история рассказанная Богом-отцом Богу-сыну о созданных ими существах...

    Моя история, она скорее о том, как мы сами себя забываем. Вырастаем и остаемся наедине с какими-то другими собой. Мир, созданный нами в детстве, тоже как будто исчезает вместе с его персонажами. Но он же был. И вот, как они там, одни? В лучшем случае, нам удается хоть на полшажка вернуться к себе, к этому созданному нами миру. Чаще всего, мне кажется, этого не происходит.

    И я пока не вернулся. Даже не на полшага не приблизился. Я просто пробую, я впервые так существую на сцене, как и мои партнеры. Да, я выхожу на сцену в костюме ростовой куклы, но это будет не в чистом виде монолог «Плюшевого персонажа», иногда будет казаться, что он просто псих. И это хорошо! Я не люблю прямых ответов.

     

    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    "Старик и море. Пробы и ошибки" Эрнеста Хемингуэя. Театр "Мастерская Петра Фоменко". Старая сцена.
    Литературную премию Букера получил Дэвид Солой
    Подвиг полярника

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть