Теперь Александр Борисов поставил бы спектакль об СВО "попроще"
26 сентября 2024
Исполнилось полвека лучшему советскому детективу
26 сентября 2024
Там, где мечты сбываются
26 сентября 2024
"Человек, который ждет" по роману Алессандро Барико "Море – Океан"
25 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Театр "Предел": "Команда" на сцене и в жизни

Ко Дню театра Скопинский молодежный театр "Предел" поставил пьесу Семена Злотникова.

Все фото - Е. Сафроновой
Все фото - Е. Сафроновой

Наиболее известны "взрослые" и трагические пьесы советского драматурга Семена Злотникова – "Пришел мужчина к женщине" и "Уходил старик от старухи". Пьеса из спортивной жизни "Команда", написанная в 1980-х годах о молодежи, не так сильно "на слуху". Скопинский молодежный театр "Предел" инсценировал эту пьесу, "приблизив" ее к юношеству. Главная тема "Команды" – любовь, которой все возрасты покорны.

Премьеру "Команды" показали в Скопинском молодежном театре "Предел" 27 марта. Режиссер-постановщик спектакля – создатель и бессменный художественный руководитель "Предела" Владимир Дель. Разрешение на постановку в режиссерской версии дал лично Семен Злотников (75-летний драматург сейчас живет в Израиле).

Роли исполнили юные артисты театра: Никита Шамсутдинов, Анна Зоткина, Варвара Кулешова, Матвей Пузаткин, Мария Бакленева, Светлана Попова, Альбина Крючкова, Елизавета Кирьянова, Кристина Ламакина, Анастасия Васильева, Алена Лисина, Ксения Сидорова, Вероника Черняева и Сергей Смирнов (он же выступил художником по свету). В постановке занята практически вся нынешняя молодежная труппа "Предела". Это создало первое отличие спектакля от литературной основы: у Злотникова всего 10 действующих лиц, включая грудного младенца, у Деля их оказалось 14. С ребеночком – 15. Это крохотный братик (или сестричка) одной из спортсменок: мама пошла в ресторан на чей-то юбилей, за младенцем надо смотреть, а у старшей тренировка… Младенца "играла" кукла, а также – все участницы постановки, передающие его из рук в руки и очень правдоподобно визжащие, когда он "описался".

Мария Бакленева (Люся Голливуд). 

Режиссер доработал текст пьесы, добавив в него современные реалии. По окончании игры я спросила девочек-артисток, не казался ли им слог пьесы несколько театральным – они ответили, что все понятно. Тема "поиска любви" воплощена в пересказе переписок с парнями в соцсетях, а несбывшихся мечтаний – в отправке в "ЧС" (черный список). Гандбол Злотникова превратился в более универсальный волейбол. Даже в некий абстрактный спорт без явных атрибутов, олицетворяющий командный дух. Но главная интрига пьесы сохранена: важные соревнования буквально через неделю. Задача тренера – сплочение команды, чтобы слаженно работала на состязаниях. Стратегию достижения цели тренер Гоген Петрович понимает просто: девочки должны отринуть все личное и сосредоточиться на общем. Ради концентрации внимания на противопоставлении командного индивидуальному сцена оформлена плакатами: "Быстрее! Выше! Сильнее!" и "Команда! Мы – это больше, чем я и ты!" Но спортсмены свои задачи понимают по-другому – иначе бы просто не было пьесы. Точнее, каждый видит собственную задачу и стремится к ее реализации. Для большинства девушек это – обретение любви, создание семьи, реализация в роли жены и матери. Не зря же на сцене настойчиво появляется плачущий младенец!.. По реакции на него спортсменок легко сделать вывод, кто из них "женщина семьи", а кто – "женщина карьеры". Почти все девочки тетешкают малыша, значит, их гендерное самосознание вполне традиционно. К сожалению, как и то, что каждая первая готова уязвить подружку и даже "подставить" ее в глазах тренерах… У взрослых это называется "бабство".

Образ тренера (Никита Шамсутдинов) не так однозначен, как кажется. У меня возник вопрос, что им движет: только ли спортивное честолюбие? Только ли забота об общем деле? Или он как лидер стремится занять главное место в жизни своих подопечных, не позволить им ни с кем иным делить свое внимание? Появившись на сцене, Гоген первым делом орет на девчонок. Пыжову заставляет подобрать волосы, за брошенное в ее адрес слово "растрепа" заставляет извиниться Алевтину, но после этого провозглашает: "В команде должна быть любовь! Все должны уважать друг друга!" Он "суров, но справедлив", или же авторитарен? Впрочем, эта многозначность, скорее, заложена в герое пьесы. Молодой артист "Предела" играет не такую сложную гамму человеческих страстей, а просто гиперответственного парня, который духом и мыслями весь в "команде" и искренне не "догоняет", почему остальные не принимают "Мы – это больше, чем я и ты!".

"Команда" молодых артистов. 

Но местоимение "мы" означает не только рабочий, но и семейный союз – и в эту сторону неуклонно развивается комедия с момента, когда на сцене появляется таджик Юван (Матвей Пузаткин), влюбленный в Алевтину (Варвара Кулешова), и приносит ей свадебное платье. У Злотникова он – участник кругосветного велопробега. В нынешней истории его образ, скорее, тяготел бы в сторону "гастарбайтера". Поэтому режиссер Владимир Дель вложил в его персонаж силу стихийного бедствия. Главная стихийная сила в мире – любовь. Она возникает внезапно, из ниоткуда, и создает угрозу для команды. Как по волшебству, на сцене является целая куча пышных белых платьев, и девочки с восторгом облачаются в них (платья для реквизита помогли купить власти и подарили жители города). "Невесты" пытаются продолжать тренировку, но какой уж тут бег по кругу с длинными юбками… Любовь играючи побеждает спорт. Алевтина и Юван остаются вместе. В финале девочки платья сбрасывают и бегут, а тренер ничком лежит на куче свадебных нарядов, осознавая то новое, что принесла ему эта безумная разминка…

"Спор" Ювана и Гогена.

Кода спектакля Деля формально похожа на завершение пьесы Злотникова – тренировка продолжается, – но у нее другая интонация. У режиссера и его учеников получилась притча о том, что субъективность всегда победит командную идеологию. Думаю, что Злотников, написавший пьесу в середине 1980-х, когда социалистический коллективизм еще торжествовал, заложил обратную мораль. Рассматривать "Команду" только как гимн индивидуализму тоже нельзя. Не все основополагающие вещи пересматриваются со сменой эпох и идеологий. В творческих коллективах без командного духа невозможно – и об этой простой истине тоже напоминает нам пьеса!.. Об этом заговорил постановщик после спектакля.

Конечно, я этот спектакль поставил еще и о себе: как трудно создать коллектив, команду, - признался Владимир Фердинандович. – Сюда приходят люди самые разные, у каждого свое: у кого радости, у кого – проблемы, у кого личные дела… И чтобы собрать воедино такой спектакль, нужно очень много усилий и энергии!

Режиссер поблагодарил ребят за то, что они полностью "выложились" в спектакле. Они, в свою очередь, в порядке благодарности трижды хором прокричали лозунг из спектакля: "Команда – это больше, чем я и ты!". Улучив момент, я спросила девочек – участниц спектакля, как они понимают сыгранную ими пьесу, кто более прав – тренер или их героини? "Все по-своему правы", - разумно ответили актрисы. Но как же быть в таких вот случаях?



- Нужно всего по чуть-чуть. Чуть-чуть любви и чуть-чуть сплоченности. И тогда будет все хорошо, - прозвучало общее мнение. С ним не хочется спорить. Получается, что в часовом энергичном и смешном спектакле скрыто несколько глубоких смыслов, он задает глобальные вопросы и требует не сиюминутных ответов, а осмысления своего места в жизни, выбранной роли, гражданской позиции…

В "Пределе" каждое представление неизменно завершается обсуждением со зрителями. Но в этот раз получился праздник, а не дискуссия – во-первых, День театра, а во-вторых, в зале было много близких родственников и педагогов юных артистов, которые горели нетерпением выразить им свое восхищение. И тут театральная условность торжества любви легко и непринужденно перешла на реальность. Артистке Варваре Кулешовой, студентке электротехнического колледжа, сделал предложение руки и сердца артист Сергей Свиридов, студент МГУ и неоднократный победитель конкурса чтецов "Живая классика" от Рязанской области. Юноша встал на одно колено и преподнес избраннице кольцо во время поздравления актеров. Хорошо подготовленный экспромт оценили все свидетели эффектного жеста. Желаем, чтобы этим двум молодым творческим людям не пришлось впредь делать выбор между любовью и "командой"!

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Теперь Александр Борисов поставил бы спектакль об СВО "попроще"
Исполнилось полвека лучшему советскому детективу
Там, где мечты сбываются

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть