Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"В искусстве ночь средь бела дня и та взаправду"

"Ревизор.ru" – к Всемирному Дню театра.

Фото: kudamoscow.ru
Фото: kudamoscow.ru

В честь Всемирного дня театра "Ревизор.ru" приготовил своим читателям необычный стихотворный подарок.

Владимир Иванович Доронин (1935-2002) – фигура, увы, типичная для российского литпроцесса: "неизвестный поэт". Он родился далеко за уральским хребтом в семье партийного деятеля, которого через несколько лет арестовали и расстреляли. Жену репрессированного в 24 часа выслали из города. За давностью лет и смертью всех, близко знавших эту семью в первые послевоенные годы, мне не удалось установить точно, что это был за город – назывались Иркутск или Хабаровск. До этого она была обязана отречься от своего мужа, чтобы сохранить жизнь себе и ребенку. Так она и сделала. Потому Владимир, урожденный Ноговицын, всю жизнь прожил под материнской фамилией Доронин.

Антонина Доронина с сыном приехала в Рязанскую область. Здесь ей удалось построить педагогическую карьеру: в зрелые годы она преподавала в Рязанском педагогическом институте, более двадцати лет была заведующей кафедрой педагогики и несколько лет – деканом литфака. К сожалению, ее сыну не удалось "социализироваться" так успешно. Он окончил Рязанский радиотехнический институт и некоторое время работал инженером, включая даже "закрытое" предприятие "Глобус". Но по складу натуры Владимир Доронин был не инженером, а поэтом. Он с молодых лет писал стихи. С годами Доронин отошел от технической специальности и стал писать. Этому способствовал его второй брак с известной в городе журналисткой Галиной Черновой, ведущей культурной рубрики в областной газете. На этих страницах появлялись рецензии Владимира Доронина на театральные постановки и иногда – эссе о творчестве писателей-земляков. Но стихи ему при жизни выпустить так и не удалось. Это сделала ваша покорная слуга через 13 лет после смерти Доронина, в 2015 году, издав на свои средства тонкую поэтическую книгу "Эпилоги" – все, что сохранилось из написанного Дорониным за годы не слишком счастливой и удачливой жизни. Сейчас книга в формате ПДФ доступна на литературном портале "Мегалит", ее можно скачать бесплатно по ссылке: https://www.promegalit.ru/books/16.html  .

Второй брак Доронина тоже распался. Поэт, что называется, покатился по наклонной плоскости. В какой-то момент он начал злоупотреблять спиртным – и это сыграло роковую роль в его судьбе. Конец жизни Владимира Доронина был очень тяжелым. Мне рассказывали, что он последовательно утратил две квартиры. После смерти матери продал то жилье, в котором они обитали, чтобы переехать в однокомнатную квартиру (за это ему обещали материальную поддержку на долгий срок, и он согласился, так как не имел постоянного дохода). Но сделку должным образом не оформил (там подозревается криминал – увы, обычное дело для 90-х), вскоре был из однокомнатной "попрошен" и остался даже без разбитого корыта… Доронин скитался по знакомым, жил в мастерской одного из своих приятелей-художников, ночевал в чьём-то гараже… Наконец, милостью знакомого из облздрава, его устроили в дом престарелых в Шиловском районе Рязанской области, где проживали и другие рязанские поэты. Именно в этом социальном учреждении Владимир Доронин скончался через несколько лет и был похоронен на тихом сельском кладбище.

Несмотря на то, что многие знакомые считали Доронина горьким пьяницей, он и в доме престарелых не бросил литературной работы – без каких-либо надежд увидеть свои стихи и очерки напечатанными. Там ему в руки через знакомых попала книжечка моих ранних стихов, и он написал на нее подробнейшую рецензию. Судя по этому тексту, Доронину и в черные годы не изменили его великолепная память и начитанность. Он прекрасно помнил античную историю и мировой культурный контекст. Не забыл и латынь: звучные фразы на языке древних римлян вплетал в стихи, которые писались в чужом гараже… Рукописная книга Доронина сохранилась у его знакомой Татьяны Шиллер. Она передала ее мне через несколько лет после его ухода. И мы с командой единомышленников выпустили ее в свет. На книгу вышло несколько рецензий, в основном рязанской локализации – но ведь до того о Доронине даже в родном городе практически забыли…


Обложка сборника "Эпилоги".

В книге "Эпилоги" есть полностью театральный цикл "Эпилоги". Это апелляции к шекспировскому наследию ("По прочтении трагедий"), к персоне балерины Марии Николаевны Краевской, матери Галины Черновой, некогда выступавшей в Мариинском театре ("В театре"), и "просто" старое, как мир, уподобление жизни – сцене ("Наша пьеса кончается. Занавес"). С двумя из этих стихотворений мы предлагаем вам познакомиться.  Особенно любопытна, на мой взгляд, история юной балерины, встретившейся за кулисами с императором. В дореволюционной словесности такие историйки называли "анекдотами", подразумевая не забавность, а занимательность. Можно сказать, что это живое воспоминание о русском театре императорских времен, которое более чем актуально в праздник театрального сообщества.

В театре

М.Н. Краевской

Зал сер. И занавесь сера.
И всё на свете серо.
Клевреты с ночи до утра
пытают Бонасьера.
По замку тряпочную мышь
в пыли софитов тащат.
Со страху tout entier Paris
вот-вот сыграет в ящик.
Вы мне вцепляетесь в рукав,
я – в подлокотник кресла.
– Марь Николавна! Что не так?
– Всё так! А вам известно? –
М ы ш ь н а с т о я щ а я!
– М.Н.!
Вы сорок лет на сцене!
– Не сорок лет, а сорок сцен.
И опыт мой бесценен!
В искусстве ночь средь бела дня
и та взаправду! Рада,
что этому учил меня
покойный император.
– ???
Представьте – цуг, кабриолет
и кони в пелеринке.
Не помню уж, какой балет
давали в Мариинке.
Не помню, танец был каков
(сопровожденье арфы).
Мы, дети, испокон веков
во всех балетах – эльфы.
Представьте зал! – "князьё", "графьё"…
– Алиса?
– Без Алисы…
Ну, я отпрыгала своё,
и встретились в кулисе.
Ах, золотая мишура!
Я думала – стеклярус,
и я потрогала царя,
как в вас теперь вцепляюсь.
– И как он вытерпел? – Avec
plaisure, не разозлился.
И с той поры я весь свой век
ищу царей в кулисах.
Уж я не эльф. Уже скорблю,
что настигает старость…
Но вот мышей я не терплю.
Пойдёмте прочь!
Устала.

* * *
Наша пьеса кончается. Занавес.
Перерыв от шести до восьми.
Ты сыграй её, девочка, заново,
да партнёра попроще возьми.
Эту драму я, кажется, выносил
и концовкой тебя удивил.
Чей же, право, кощунственный вымысел
Превращает её в водевиль?

Редакция "Ревизора.ru" поздравляет с профессиональным праздником всех, причастных театральному искусству, всех артистов, руководителей трупп, технических сотрудников театра! Желаем вам, чтобы ваше искусство всегда было востребовано, чтобы оно не уходило в безвестность, как стихи героя этой статьи, чтобы находило искренний отклик в сердцах зрителей. Зрителей же мы поздравляем с тем, что существует удивительный мир театра, где "ночь средь бела дня и та взаправду"!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть