"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Анна Бунина: "десятая муза" или забытая муза?

245 лет назад, в январе 1774 года, родилась Анна Петровна Бунина, считающаяся первой русской поэтессой и прозванная "Десятой Музой" или "Русской Сафо".

Анна Бунина. Фото: ok.ru
Анна Бунина. Фото: ok.ru

Сегодняшнее "засилье" женщин в русской литературе имеет исторические прообразы. То же положение дел наблюдалось в конце XVIII – начале XIX веков.

Анна Бунина явилась на свет в крещенскую ночь 1774 года в семье помещика Петра Максимовича Бунина и его жены Анны Ивановны. Бунины жили в селе Урусове, тогда принадлежавшем Тамбовской провинции Воронежской губернии. В следующем году провинции были упразднены высочайшим указом. Затем Екатерина II, Павел I и Александр I провели целый ряд административно-территориальных реформ, в результате чего возникли Рязанская и Тамбовская губернии, и село Урусово оказалось в Рязанской губернии, хотя стоит ближе к Тамбову.

Очень скоро младенец Анна лишилась матери, о чем поведала в стихотворной автобиографии: "Мной матушка кончалась…" Отец не стал сам справляться с воспитанием дочерей, которых у него было три – раздал девочек теткам. Так был заложен лейтмотив судьбы Анны Буниной – дома своего она всю жизнь не имела, жила либо по чужим домам, либо в нанятых квартирах. Родовую усадьбу Урусово по смерти отца продали представителям рода князей Кропоткиных.  

Дом Буниных-Кропоткиных в Урусове. Современный вид. Фото: Е. Сафронова, июль 2018 года.

Воспитание теток для Анны сводилось к минимуму грамотности – чтение-письмо по-русски и арифметика – и большому спектру бытовых премудростей. Так воспитывали всех провинциальных знатных барышень – с прицелом на замужество и хозяйство. Но в случае с Анной "налаженная схема" дала сбой. Анна Бунина на 13-м году жизни начала писать стихи. А любви к домашнему хозяйству и тягу выйти замуж в себе не ощутила никогда. Она так и скончалась старой девой. Если и не сознательно выбрала этот жребий, то предпочла литературную деятельность созданию семьи. Так что Бунину можно назвать одной из первых русских эмансипе.

Хотя это определение будет достаточно условно, так же, как и характеристика "первой русской поэтессы". Дальней родственницей Анны была поэтесса Прасковья Ломова, в браке Стогова, между прочим, прабабка Анны Ахматовой. С ее сыном Эразмом Стоговым, своим неродным племянником, Анна Бунина много общалась, пока он был ребенком. В старости Эразм написал воспоминания о тетушке-поэтессе.

Единственный дошедший до нас прижизненный портрет Анны Буниной (кисти А. Варнека). 

Раньше Буниной начали писать и публиковаться со стихами и прозой Мария Сушкова, Анна Вельяшева-Волынцева, княжна Екатерина Урусова. Все это были знатные дамы, понимавшие творчество как великосветское хобби. В общество "Беседа любителей русского слова", основанное знаменитым поэтом Гаврилой Державиным и не менее знаменитым радетелем за чистоту русской речи адмиралом Александром Шишковым входили на правах его почетных членов три дамы: Анна Волкова, автор книги "Стихотворения девицы Волковой", Екатерина Урусова и Анна Бунина. Но почему-то одну Анну Бунину называют первой русской поэтессой. 

Наверное, дело в серьезности и обстоятельности, с какой Анна взялась за литературный труд, и в том, что она обратила его не в развлечение, а в способ заработка.

Один из первых опытов был таким: по протекции друга семьи Николая Ивановича Ахвердова, близкого ко двору, Анна написала письмо в стихах императрице Марии Федоровне (жене Павла I) и получила за него 500 рублей. Биографы расходятся во мнениях, когда именно это произошло, но явно еще до переезда Буниной в столицу и вхождения в литературные круги. Ахвердов же познакомил Анну Бунину с офицером Иваном Дмитриевым, уже модным поэтом, написавшим песню "Стонет сизый голубочек". Анна влюбилась в Дмитриева, но что-то "не срослось". Не из-за этой ли любовной неудачи она не захотела выходить замуж?..

Иван Иванович Дмитриев в 1810 году. Фото: impereur.blogspot.com
 
Вхождение в литературную элиту происходило медленно. Анне после смерти отца остался доход в 600 рублей в год (не так уж много, если сравнить с царским подарком за одно стихотворение!). На эти деньги она решила начать самостоятельную жизнь. Чтобы не шокировать родню откровенным заявлением, что одна переезжает в столицу, Анна всем сообщила, что едет в Санкт-Петербург навестить брата Ивана, морского офицера. Родные решили, что она хочет использовать последний шанс найти жениха –  шел 1802 год, девушке было 28 лет, по меркам эпохи, почти безнадежный возраст. Но у Анны были свои планы: она сняла квартиру и отдалась самообразованию – брала уроки иностранных языков, точных наук и в особенности российской словесности. А за уроки платила деньгами, которые зарабатывала творчеством: писала стихи на заказ, в основном льстивые оды вельможам. За это многие последующие поколения литераторов ей выказывали "фи". Своего покровителя Ахвердова Анна благодарила в стихах бескорыстно.

Первая книга Анны Буниной "Неопытная муза", современное издание. Фото: ru.bookmate.com

Одна из од Буниной посвящена Гавриле Державину. Она в ней уверяла, что он "златой лиры" коснулся и "воспел причину мира". Судя по всему, для нее то были искренние слова. Есть мнение, что Анна Бунина начала писать стихи, подражая Державину. Ведь Гаврила Романович одно время был тамбовским губернатором, его имя носит сегодня Тамбовский государственный университет. Это он основал газету "Тамбовские губернские ведомости" и завел практику печатать в тамбовской типографии стихи местных авторов и даже переводы. Но может быть, первые стихи Анны были вызваны просто необходимостью излить душу, поплакаться над своим горьким детством. Это позже она выработала грамотную стратегию.

Но если Бунина старалась понравиться Державину как поэтесса, то увы. Он отвечал эпиграммами. Они становились все злее с ростом популярности нашей героини. В альбом ей он написал шпильку:

"Стихи твои приятны, звонки,
Показывают ум твой тонкий
И нравятся тем всем,
А более ничем".

Еще жесточе "приласкал" Анну Бунину поэт Константин Батюшков:

"Ты Сафо, я Фаон, об этом я не спорю,
Но к моему ты горю
Пути не знаешь к морю".

Среди древнегреческих мифов есть и миф о гибели легендарной поэтессы Сафо: она влюбилась в перевозчика Фаона, он не ответил ей взаимностью, и она утопилась.

Гаврила Державин. Фото: moscowseasons.com

Но гадости от мужчин – собратьев по перу будут позже. К числу насмешников присоединится дерзкий отрок Александр Пушкин.

Просвещенный свет заговорил об Анне Буниной, когда она опубликовала свой перевод с французского труда "Правила поэзии аббата Баттё, с присовокуплением российского стихосложения – в пользу девиц". Анна переложила на русский систему теоретика поэзии Шарля Баттё для таких же, как сама, честолюбивых, но не очень образованных девушек, мечтающих стать поэтессами.

Первый сборник Буниной с самокритичным названием "Неопытная муза" вышел в 1809 году и имел большой успех. С того момента стала всходить литературная звезда Анны Буниной.

Анна Бунина вошла в ряды членов "Беседы любителей русского слова" в ноябре 1811 года. На одном из собраний баснописец Иван Крылов прочел вместо авторессы басню-повесть "Падение Фаэтона" – Анна стеснялась публичных выступлений. Басню-поэму приняли благосклонно, как и все творчество Анны… до поры.  

Поэму-басню о Фаэтоне напечатал журнал "Беседа". Анна Бунина раньше Пушкина, известного своими сугубо литературными заработками, начала публиковаться в литературных журналах Петербурга и Москвы и жить на гонорары. Последние были не велики и не регулярны. Пожалуй, основным доходом для нее на протяжении жизни служили милости царской семьи. Анну Бунину выделяли вдовствующая императрица Мария Федоровна и жена Александра I Елизавета Алексеевна (обе слыли покровительницами искусств). Не исключено, что и труд Шарля Баттё о поэзии попросила Анну перевести Елизавета Алексеевна.

Императрица Елизавета Алексеевна. Фото: pushkinskij-dom.livejournal.com

Царицы делали Анне дорогие подарки. Когда у Буниной вышла книга прозы "Сельские вечера", труд одобрила императрица Елизавета и презентовала поэтессе золотую брошь с бриллиантами в виде лиры, изготовленную специально для нее, и пригласила бывать при дворе. Буниной также положили пенсию. Это было сделано после публикации "Неопытной музы". Сборник преподнесли Елизавете Алексеевне, которая пожаловала автору ежегодно 400 рублей. Пенсию потом подняли по ходатайству Шишкова, и после войны с Наполеоном она стала 2 тысячи рублей в год. В войну Анна усердно писала оды героям и "анафемы" захватчикам.

Адмирал Александр Шишков. Фото: menswork.ru

Царская семья помогла Анне в беде – когда у нее обнаружили рак груди (который женщину и погубит). Император лично следил за здоровьем Буниной. Августейшая семья оплатила отъезд Анны в Англию на лечение. Поэтесса провела там два года, с 1815 по 1817, лечилась водами в Бате и на других курортах – тогда это средство прописывали от всех болезней. Онкологию воды не устранили, но дали Анне Буниной временное облегчение и подъем творческих сил. В 1817 году она написала письмо уже невероятно популярному в Англии писателю Вальтеру Скотту с предложением перевести на русский его поэму "Мармион". Письмо сохранилось в архиве "шотландского чародея", а вот бунинского перевода нигде нет – видимо, он не состоялся.

Зато до наших дней дошла "Песня в народном русском вкусе из местечка Веил Брук" – то ли переложение Буниной английской фольклорной песни, то ли фантазия на тему:

"Отпирайтеся, кленовые!
Дружно настежь отворяйтеся
Вы, ворота Веил-Брукские!
Пропустите красну девицу
Подышать текучим воздухом!
Душно ей здесь взаперти сидеть,
За четыремя оградами,
За четыремя воротами!" – и далее в том же духе. Душевного спокойствия Анна Бунина не обрела и на чужбине.

Не сохранились письма из Англии, которые, по свидетельствам современников, Бунина посылала. Говорят, они глубиной и тонкостью наблюдений и сентиментальным тоном напоминали "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина.

Церковь села Урусова. На ее погосте была похоронена Анна Бунина. Фото: Е.Сафронова, июль 2018 г.

Вернувшись в Россию, Анна мало писала и снова нуждалась в деньгах. Российская академия наук за свой счет издала Собрание стихотворений Буниной в трех томах. Издание выходило в 1819—1821 годах. Последние годы Анна Петровна провела в Москве, а затем уехала в деревню к родне – и там болезнь ее доконала. 16 декабря 1829 года Анна Бунина скончалась в Рязанской губернии и была похоронена в Урусове.

И тут началось забвение. Биографы отмечают первую эпоху замалчивания Анны Буниной в царствование Николая I. Правдоподобна версия, что она посмертно попала в его немилость, так как ей мирволил Александр I и его семейство, а любые напоминания о предшественнике были неприятны Николаю. Литераторские круги не хотели сохранять память об Анне Буниной - ведь поэты-мужчины начали высмеивать и принижать ее талант еще при жизни. При советской власти поэтесса-царедворица стала вовсе неуместной. В 1974 году в журнале "Работница" вышла статья об Анне Буниной, которую написала родственница поэтессы Семёнова-Тянь-Шанская и назвала откровенно: "Забытая муза".

Анне Буниной "не повезло" со знаменитыми родственниками, заслонившими ее хрупкую фигуру от глаз потомков. Одного родственника легко определить по фамилии – нобелевский лауреат Иван Бунин принадлежал к тому же роду. Кстати, он почтительно относился к творчеству Анны Петровны. Но если у Ивана Бунина можно найти в интернете полное собрание сочинений, то у Анны Буниной – дай Бог дюжину стихов.

Усадьба Рязанка. Фото:. Е. Сафронова, июль 2018 г. 

Внучатым племянником поэтессы был прославленный путешественник и общественный деятель Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. Это его потомица вспомнила о забытой музе. Усадьба Рязанка (ныне – в Чаплыгинском районе Липецкой области), где живала у родни Анна Бунина, сейчас является музеем Семенова-Тян-Шанского районного значения. В нем есть "комната Анны Буниной", где стоят диван и ломберный стол, будто бы принадлежавшие поэтессе, и висит крупный поясной портрет кисти художника Александра Варнека (копия). Это единственное прижизненное дошедшее до нас изображение русской Сафо. С тех пор, как Рязанку посещала Бунина, дом был дважды перестроен, ничего не осталось от здания, которое видела она. Та же участь постигла и барский дом в селе Урусове (оно теперь тоже относится к Чаплыгинскому району). Это теперь Урусовская средняя школа.

Дом Буниных-Кропоткиных "с тыла". Фото: Е.Сафронова, июль 2018 г.

От дома помещиков Буниных осталась неизмененной центральная часть со входом. При рождении Анны Буниной дом был двухэтажным, каменным, с печами – потому семья и жила в нем зимой, а не уезжала в город. Сейчас к барскому дому присоединены одноэтажные флигели, здание стало длинным и приземистым. Старинную двухэтажную часть  сзади дома подпирают деревянные слеги (грозит обрушиться?). В интерьере школы вряд ли осталась хоть одна вещица, которой касались бы руки Анны Петровны. Но что говорить о вещах, когда даже могила поэтессы условна! Захоронение, находящееся близ школы, в небольшой оградке, под сенью четырех рябин, – кенотаф (ложная могила).

Кенотаф Анны Буниной. Фото: Е. Сафронова, июль 2018 г. 

Похоронили Анну Бунину на погосте Никольской церкви села Урусова (церковь стоит и ныне, но тоже перестроена). Погост начинался через дорогу от усадьбы и виден был из окна хозяйского кабинета. Один из новых владельцев имения Кропоткиных не захотел постоянно созерцать скорбный последний приют поэтессы. Он повелел прах перезахоронить, и его перенесли к дороге на усадьбу со стороны села. В Октябрьскую революцию памятник разрушили, а могилу сравняли с землей – так она и оказалась утеряна, точно место упокоения Цветаевой, Мандельштама, Веры Холодной. После революции постамент памятника каким-то образом оказался в липецком музее. Когда было решено восстановить могилу Буниной, постамент вернули в Урусово, но места погребения уже не нашли. Поставили памятник на некотором отдалении от дома. К уцелевшему каменному кубу с выбитым именем и датами жизни поэтессы в современной орфографии приделали деревянный крест. Выглядит эклектично.

Прошлым летом мы побывали в Урусове и застали там экспедицию археологической разведки. Она готовила данные для реализации проекта федерального значения: создания музея-заповедника Петра Семенова-Тян-Шанского на базе всех его усадеб и памятных мест в Рязанской и Липецкой областях. Идея принадлежит потомкам ученого и Русскому географическому обществу. Как объяснили члены экспедиции, пока проект на стадии замысла, но научная интеллигенция уповает на его воплощение и готовит почву. По их данным, и музей в Рязанке ждет "повышение статуса". Но даже если все это осуществится, "гением места" будет выдающийся географ, а не первая русская поэтесса. Надеемся, что хоть одну комнату посвятят ее памяти…

Книга о поэтессе А. Буниной. Фото: gtrkoka.ru

В литературном пространстве ситуация схожая. Современный поэт Максим Амелин сказал об Анне Буниной: "первая русская поэтесса широчайшего диапазона… родоначальница всей женской лирики в русской поэзии. …она серьезно повлияла на Баратынского, отчасти на Лермонтова, её высокого ценили Крылов, Державин, а сейчас её никто не знает, и тексты её не присутствуют в литературе… ". Так в большом мире, так и на малой родине – в Рязанской области. Первую современную книжечку стихов Буниной выпустил в 1994 году местный энтузиаст малым тиражом и подарил музею в Рязанке несколько штук. Один сборник достался рязанской писательнице Ирине Красногорской. Она занялась изучением жизни и творчества Буниной и написала обстоятельный байопик "Время русской Сафо" (вышел в 2017 году). Почти все упоминания Анны Буниной в местной прессе и акции ее памяти тоже инициированы Красногорской. А вот в хрестоматии для учащихся школ региона "Литература Рязанского края" (Рязань, 2004) Анне Буниной не посвятили главки. Как будто женщина-поэтесса все еще должна доказывать мужчинам литературное равноправие… 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть