Современники называли его стиль интуитивным или импрессионистическим. Первый критик русского зарубежья не сковывал себя строгими рамками жанра, предпочитая форму заметок или "литературной беседы", где любое литературное явление превращается в повод изложить собственные эстетические и общественные взгляды. Часто противоречивые, но неизменно откровенные и изысканные монологи пробуждали в читателе чувство сопричастности: Адамович умел создавать напряжение и держать интригу, не проговаривать мысль до логического конца. Благодаря этому читатель получал возможность стать участником рассуждения, самостоятельно додумать, сделать выводы и, таким образом, понять произведение по-своему. Так литературная критика, призванная познать искусство, сама в него превратилась под пером Адамовича. "Критика должна бы, по крайней мере, быть творчеством", — заметил он однажды.
Фото: aldebaran.ru
В 1955 году у Адамовича вышла книга "Одиночество и свобода" — сборник статей о творчестве писателей старшего поколения: Шмелёве, Бунине, Гиппиус и многих других. А в 1967 году итоговые "Комментарии" — книга критических статей, в которой отобразилась драма русской литературы, расколовшейся на два лагеря. Чрезвычайно требовательный ко всему, что им написано, "младший акмеист" и ученик Н. Гумилева, основатель и вдохновитель "Парижской ноты", он так же выпустил четыре поэтических книги: "Облака" (1916), Чистилище (1922), "На Западе" (1939) и итоговый сборник "Единство" (1967). Но если первая книга имела характер подражания Анненскому и была разругана Блоком, призвавшим автора "сильнее раскачнуться на качелях жизни", то в "Чистилище" Адамович обретает собственный голос. Мотивы подлинного одиночества и тоски, проявившиеся во второй книге, переходят и в последующее творчество поэта.
Фото: accessories.mypartnershop.ru
Эмигрантские стихи Адамовича проникнуты тоской по отечеству, Петербургу, чувством неукорененности и экзистенциальной тревогой:
Что там было? Ширь закатов блеклых,
Золоченых шпилей легкий взлет,
Ледяные розаны на стеклах,
Лед на улицах и в душах лед.
Разговоры будто бы в могилах,
Тишина, которой не смутить...
Десять лет прошло, и мы не в силах
Этого ни вспомнить, ни забыть.
Тысяча пройдет, не повторится,
Не вернется это никогда.
На земле была одна столица,
Все другое - просто города.
Регулярно писавший в своих эссе о "беспомощности языка" и несостоятельности поэзии Адамович самим фактом своей 50-летней поэтической жизни доказал обратное. С началом Второй мировой войны Георгий Адамович ушел добровольцем во французскую армию, а после разгрома Франции был интернирован. После войны он написал по-французски книгу "Другая родина" (1947), в которой отразились его мысли о судьбе христианства, России и Западе. Многие современники оценили эту книгу как просоветскую. Адамович действительно некоторое время питал иллюзии насчет послевоенного обновления СССР. В 1960-х жил в Париже и Ницце, работал на радиостанции "Свобода". Скончался Адамович в возрасте 79 лет. Незадолго до смерти он посетил США с рядом лекций. Эти выступления широко освещались в прессе и имели большой успех у американской публики.