Новый Завет московского Печатного двора 1702 года. Фото: ЛГ
Экспозиция "Книги, напечатанные в годы царствования Петра Великого", действующая Арапском зале Зимнего дворца – одно из множество посвящений 350-летию со дня рождения первого российского императора. Эта выставка сосредоточена на тонкостях печатного и издательского дела петровской эпохи. Так, на ней демонстрируются типографский станок и гравюры петровского времени. Напомним, именно тогда в "светских" книгах вместо кириллического шрифта стал появляться "гражданский".
Специалисты условно делят издания периода правления Петра I на три группы. Первая – это религиозные, богослужебные и полемические книги, которые набирали церковнославянским шрифтом. Сюда же относятся светские издания научного или политического содержания.
Вторую группу составляют печатные продукты, выпущенные иностранцами за границей на русском языке в весьма оригинальном шрифте, комбинирующем славянские и западноевропейские литеры. Ярким примером таких изданий является книга "Символы и эмблемата", любимая аристократами XVIII века, искавшими в ней девизы и аллегории.
Третью группу историки считают самой важной. Это экземпляры книг, напечатанных в России гражданским шрифтом по новой издательской программе. Их можно называть "петровскими" книгами в прямом смысле слова: только необходимость увеличения выпуска "светских" книг привела самодержца к мысли о нужности в его стране гражданского шрифта. Реформа шрифта состояла в упразднении ненужных букв и изменении начертаний других в сторону сближения с видом букв латиницы. Одновременно вошли в употребление арабские цифры, которые были намного проще "буквоцифр" церковнославянского алфавита. Также в изданиях первой четверти XVIII века стал преобладать разговорный русский язык, понятный широкому кругу читателей.
Введение гражданского шрифта в книгоиздательстве сказалось и на внешнем облике книги: он теперь служил прежде всего "читабельности" труда. Также Петр I ввел новшество в виде титульного листа, до того почти не встречавшегося. Большое значение он придавал иллюстрациям: из 295 изданий гражданской печати половина была украшена гравюрами. Кроме того, многие книги того периода были или отражением жизни государства, или пособиями в различных областях науки. Все это было признаками народного просвещения.