Все фото автора. Елизавета Лихачёва и Вадим Садков
Вадим Садков, автор концепции, научный руководитель, куратор проекта и рабочая группа сотрудников музея впервые собрали в едином экспозиционном пространстве высококлассные образцы наследия фламандских натюрмортистов во главе с Франсом Снейдерсом, предложив вектор эволюции знаменитой школы живописи. Знаковые работы Снейдерса, его предшественников, современников и последователей, демонстрирующие богатство композиционно-типологической вариативности натюрморта, звучат апофеозом щедрости природы, процветания и благополучия "золотого века" вольных фламандских городов.
Под флагом Снейдерса проект объединил шедевры Яна Брейгеля Бархатного, Яна Фейта, Даниеля Сегерса, Яна Давидса де Хема и картины менее известных авторов, таких как Николас Каве, Петер ван ден Бемден, Ян Баптист ван Муркерке. На выставку эти изумительные "старики" приехали из российских региональных музеев и от московских коллекционеров. Международный Институт Культурного Наследия предоставил "Натюрморт с устрицами и куропатками" Снейдерса, ставший самой ранней из работ мастера в экспозиции. Результат сотрудничества Снейдерса с другим гениальным фламандцем Питером Паувелом Рубенсом подтверждён произведением "Статуя Цереры" кисти Рубенса (Эрмитаж), где пышную гирлянлянду плодов расписал Франс.
В богатых нидерландских землях уже в XVII веке были модны картины, украшающие жилища бюргеров, с изображением ваз с цветами, фруктами, охотничьими трофеями, рыбными, мясными лавками или "учёные" картины с атрибутами мирской суеты, музыкальными инструментами, книгами. Как жанр, изображающий буквально неподвижную жизнь, уже сформировался, но не имел ещё своего имени. Оно пришло позже из Франции: натюрморт - мёртвая натура. К концу XVII столетия фламандские натюрмортисты стали отчётливо тяготеть к декоративным тенденциям. Стиль приобретал всё большую помпезность, уместную для замков и дворцов - знаменитый "роскошный" натюрморт.
Современники той славной для живописи эпохи обладали особым ассоциативным мышлением. Они смотрели на композиционные "ингредиенты" натюрморта, как на символы, и декодировали многозначные смыслы в зависимости от аспекта восприятия - морально-назидательного, любовно-эротического или философско-теологического. Безусловно, "умность" картины зависела от "умности" зрителя, от его образованности. Сегодня мы, подчас, уступаем малообразованному фламандцу той поры в своём умении постигать значение многих вещей и явлений. Развёрнутая экспозиция позволит утолить не только чувство прекрасного, но и любопытство расшифровки символики натюрморта. Организаторы выставки на информативных табличках проставили один и тот же знак - крошечные башмачки, которые зритель не сразу обнаружит на одном из полотен.