Игорь, у Вас в планах совместный проект с Enigma? Как это произошло, чья инициатива?
Все благодаря цифровым платформам. Я начал размещать свои треки на "Спотифай" (Spotify – прим.автора) и Apple Music и на других цифровых площадках, у нас завязалась переписка. И сейчас мы в процессе согласования совместной работы. Создатель Enigma Мишель Крету – сильный экспериментатор в мире музыки и я буду рад, если все сложится.
Потому что пандемия вносит свои коррективы. Музыкантам по всему миру сложно что-либо планировать наперед, учитывая, что границы закрыты, и непонятно, когда их откроют. Поэтому пока и не торопимся объявлять точную дату и формат нашей коллаборации. Но мы делаем все, чтобы результат нашего сотрудничества мы могли представить в 22-ом году.
Фото из личного архива Игоря Скворцова
В основе будет композиция "Expectation" или что-то другое?
Совершенно новое произведение. Я сейчас очень много сочиняю, экспериментирую. Творчество на данный момент мой самый сильный драйвер, то, что меня наполняет. На цифровых площадках представлено уже 14 композиций, полноценный альбом (улыбается). И это только начало.
Я хочу соединить этническую музыку с симфоническим звучанием, с обработками синтезатора, с новыми звуками, необычными инструментами. В поиске вдохновения посещаю самые разные концерты и знакомлюсь с самыми различными музыкантами.
А для вас музыка – это…?
Музыка- про глубину, про возможность остановиться и услышать себя, окружающее пространство. Про единство и созидание, когда ты разговариваешься с миллионами слушателей по всему миру на одном языке. Когда через музыку ты обращаешься напрямую к чувствам человека и задаешь самые разные вопросы. Они простые. Что такое сожаление? Свобода? Что такое любовь и что наполняет любовью? Чем хорошим ты можешь поделиться с этим миром?
Фото из личного архива Игоря Скворцова
Вы профессиональный музыкант? Расскажите о себе?
У меня нет академического образования. И только один класс музыкальной школы по классу гитары. Я бы и рад был продолжить, но потом начался институт. Дальше аспирантура, диплом с отличием в МАИ и бизнес-школа при министерстве внешнеэкономического развития. О музыке на какое-то время пришлось забыть. Не до того было. На дворе - 90-е годы, перестройка. Выбор был небольшой: или уезжать из страны на стажировку в Германию, или заниматься бизнесом. Выбрал остаться в стране. И когда заработал свои первые серьезные деньги, то первое, что я купил – домашнюю музыкальную студию. Чтобы время от времени записывать музыку, которая постоянно звучала в моей голове. И вот где-то более 20 лет я сочинял "в стол", никому не показывал.
Вы писали музыку все эти годы как компьютерно-синтезаторные композиции?
Да. Сейчас современные компьютерные программы имеют огромную библиотеку разных инструментов. И я мог выбрать любой инструмент, сыграть на нем, потом выбрать другой. Соединял различные инструменты, накладывал их. В голове рождалась музыка, я лишь искал подходящие ноты.
А нотную запись Вы знали?
Да, все же один год обучения в музыкальной школе не прошел даром. (улыбается).
Фото из личного архива Игоря Скворцова
В "Expectation" замечательное соло рояля, тоже компьютер?
Сейчас мир гораздо упростился в плане музыки. 100 лет назад люди учились играть на фортепиано, органе, флейте, для этого требовались годы, чтобы овладеть в совершенстве инструментом. Современный мир позволяет сократить этот путь. Я могу моментально записать партию флейты, используя современные программы. На первое место выходят уже не профессиональные музыкальные навыки игры на том или ином инструменте, а мое мироощущение.
Я занимаюсь творчеством, соединяю звуки, наполняю композицию различными смыслами и эмоциональными красками. Инструменты, которые предлагают современные компьютерные программы, порой, непросто отличить от звучания настоящих. Для репетиций и выступлений с оркестром, конечно, приглашаю профессионального человека с академическим музыкальным образованием, который перекладывает всё, что я написал в партитуры. Какие-то партии потом мы записываем в студии уже с приглашенными музыкантами.
В "Expectation" тоже использовался такой способ и есть реальные инструменты?
Мы провели большую студийную работу, записывали виолончель, скрипки. Приглашали лучших музыкантов. Устанавливали специальные микрофоны, чтобы было объемное звучание.
Например, девушку-виолончелистку я просил сделать вибрато выразительнее, потому что в синтетическом инструменте компьютерной программы этого сделать невозможно.
Фото из личного архива Игоря Скворцова
Ваша цитата о том, что Вы ищете ответы на многие вопросы в себе. Вы интроверт?
Конечно, я не интроверт. В целом, не играет роли, кто ты по складу характера. Просто в определенный момент важно остановиться, чтобы ответить на ключевые вопросы о себе. Кто ты? Счастлив ли ты сейчас? На что ты тратишь свои минуты жизни? На то, что наполняет или разрушает тебя?! Ведь без остановок и разговоров с самим собой, ты превращаешься в программу с одной заданной траекторией, когда процессы, реализация и покорение когда-то намеченных вершин, перестают наполнять тебя смыслом и радостью. Я знаю о чем говорю, я прошел этот бег по кругу. И знаю, что можно выйти и начать создавать качественно другую жизнь. И это зависит только от самого человека. Все ответы в нас. Как кто-то может сказать, что для меня лучше или хуже? Неужели кто-то знает обо мне больше, чем я сам?
Универсальный язык музыки — язык чувств, который понятен каждому из нас. Независимо от национальности, вероисповедания и многих других вешних факторов. Я пишу музыку, которая помогает человеку переключиться от ежедневных суеты, информационного шума. То, что помогает вернуться к самому себе. И главное в этом путешествии – честность с самим собой. Мир прекрасен. Вопрос, чем наполнен ты на данный момент. Жалуешься ли ты на обстоятельства или делаешь все, чтобы что-то изменить к лучшему.
Вернемся к клипу "Expectation", премьера которого прошла недавно, он автобиографичен?
Образ главного героя, скорее, собирательный. Это история о человеке, который ищет себя. У него семья, карьера, признание и власть. Но куда идти дальше, когда пропал вкус и смысл жизни? Конечно, частично это и про мой путь. Ведь мне пришлось два года назад сделать выбор и кардинально изменить свою жизнь.
Как у вас сложилось сотрудничество с режиссером Ксенией Шуточкиной?
Я был в поиске, просмотрел очень много работ молодых талантливых режиссеров, но ничего не цепляло. Друзья посоветовали обратить внимание на творчество Ксении. Мы созвонились, я выслал свою композицию. Уже буквально после первого нашего разговора я понял, что мы с ней очень созвучны.
Вспоминая клип, это действительно комплимент ей и вам, что вы попали друг в друга. А чья идея Сашу Перцева пригласить?
Мы рассматривали разных кандидатов. А вот когда увидел Сашу, понял, что он похож на меня в молодости. С ним очень комфортно оказалось работать. Александр настолько активно включился в процесс, что вносил новые идеи, предложения, экспериментировал вместе с нами.
Планируете ещё в ближайшее время премьеры?
Конечно, готовлюсь к большому осеннему концерту. Много нового материала и есть новые интересные решения и истории, которыми хочется поделиться в формате подобных мини-фильмов, как клип "Expectation".
Вас называют русским неоклассиком по каким причинам?
Я не позиционирую себя, как композитор-неоклассик. Меня начали так называть, хотя я думаю, что пишу не музыку, а больше повести. В каждой композиции пытаюсь рассказать какую-то историю, соединяя торжественность и красоту классического оркестра с мощью хорового исполнения, добавляю вокал и сочетаю все это с современными синтезаторами и ударными инструментами. Вот такой микст, думаю, и позволяет меня отнести к неоклассикам. Определений может быть много. Но это ли важно, когда целый мир звуков открыт для тебя и у тебя есть возможность делиться этой вселенной со слушателями.