Возможно ли стать артистом через объявление на "Авито"?
21 января 2025
"Главная роль" по пьесе Николая Коляды "Всеобъемлюще". Театр Вахтангова. Сцена "Студия". Режиссер Эльдар Трамов.
21 января 2025
Иван Жданов между строк
21 января 2025
Президентский фонд культурных инициатив продолжает прием заявок на грантовый конкурс
21 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Концерт, который невозможно было пропустить. Памяти Чарльза Айвза.

В концертном зале "Зарядье" состоялся концерт Российского национального оркестра, посвящённый 150-летию со дня рождения Чарльза Айвза.

Российский Национальный оркестр, дирижер Кристиан Кнапп. Все фото: Лилия Ольховая.
Российский Национальный оркестр, дирижер Кристиан Кнапп. Все фото: Лилия Ольховая.

Пожалуй, этот концерт справедливо было бы назвать "Terra incognita". Вовсе не потому, что исполнялись неизвестные произведения. Напротив, оркестровая сюита Чарльза Айвза "Три места в Новой Англии" и пьеса "Вопрос, оставшийся без ответа" относятся к наиболее популярным его сочинениям. Кроме того, в концерте были исполнены произведения Сэмюэла Барбера и Джона Адамса, что позволяет говорить о практически вековом и, в значительной степени, репрезентативном охвате истории академической музыки Соединённых Штатов Америки.

Смысл слов "Terra incognita" в данном случае состоит в том, это эта программа показывает нам, насколько иллюзорно и ошибочно наше представление о том, что мы хорошо представляем себе американский исторический контекст, а стало быть, и американский культурно-исторический менталитет. И первое же произведение, исполненное в этом концерте, напомнило нам об этом в полной мере.
 
Чарльз Айвз в композиторском пантеоне – чрезвычайно странная фигура, стоящая как бы особняком. С одной стороны, он не был профессиональным композитором в том смысле, что зарабатывал на жизнь совсем другим. С другой же стороны, он стал основателем американской композиторской школы. Его музыка настолько самобытна, что возникает впечатление, как будто она есть не результат традиций, а нечто, появившееся само по себе.

В значительной степени так и есть – сюита "Три места в Новой Англии" нам ярко демонстрирует форму музыкального мышления Чарльза Айвза и его видение действительности.


Российский Национальный оркестр, Лилия Гайсина, Кристиан Кнапп.

Это три пьесы, каждая из которых является воплощением импрессионистического взгляда на те места, которые пробуждают воспоминания о прошлом – памятник генералу Гражданской войны Роберту Шоу в Бостоне, статуя генерала Патнэма у входа в Мемориальный парк в Реддинге на месте военного лагеря времён Войны за независимость и река Хусатоник у Стокбриджа – пьеса, вдохновлённая пешей прогулкой Айвза с его молодой женой во время медового месяца.
 
Да, конечно, Кристиану Кнаппу, который дирижировал этой программой, ему-то хорошо – образование он получил в Бостоне, окончил фортепианный факультет в Консерватории в Новой Англии и философский факультет в Университете Тафтса. Ему хорошо знакомы и близки события истории Соединённых Штатов, причём не только самой истории, но также и контексты, мифы и легенды, персонажи, музыка, тесно связанная с этими событиями. А нам-то что делать?

Да, я вижу почти кинематографический монтаж мелодий и музыкальных цитат, из которых я своим российским ухом отлавливаю хорошо если одну десятую – а Айвз использует в "Трёх местах" до тридцати цитат, каждая из которых является символом, знаком эпохи. Использование вагнеровских Валькирий и пары интонаций Эскамильо из "Кармен" принципиальной роли не играют.

Ситуация напоминает мне поэму "Октябрь" Иосифа Шиллингера, которая примерно таким же образом соткана из мелодий революционного времени, и я прекрасно понимаю, что слушатели, принадлежащие к нынешнему поколению, вот точно так же, как я, в сюите Айвза теряют значительную часть смыслов, не зная первоисточников цитат. Это не упрёк, а всего лишь констатация.
 
А на мою долю в сюите Айвза остаются лишь ассоциации с Колыбельной из "Жар-птицы" Стравинского, которая была написана приблизительно в то же самое время, но совершенно в другом мире и совершенно по иному поводу. Или сравнение музыкального "нелинейного монтажа" примерно с тем, что можно наблюдать в "Богеме" Пуччини, а также ритмически очень чётко организованный материал и восхищение изысканной оркестровой тканью.

И понимание потерь в восприятии.
 
Сэмюэл Барбер – не менее знаковая фигура в американской музыкальной культуре. В концерте было исполнено его произведение для голоса и оркестра на слова стихотворения в прозе Джеймса Эйджи "Ноксвилл: лето 1915". Это щемящий ностальгический рассказ-воспоминание самого Эйджи как бы от имени ребёнка, о вечере пятнадцатого года – последнего счастливого для него года. Это простое бесхитростное описание происходящего, какое свойственно "деревенской прозе" Фолкнера или Брэдбери…

"Ноксвилл" Барбера – тонкое, предельно деликатное воплощение настроения и состояния в музыкальном произведении, и, в свою очередь, это исключительно трепетно, очень лично, доверительно и проникновенно передала Лилия Гайсина. Ансамбль её летящего голоса и очень "аккуратного" оркестрового аккомпанемента создал тот лиричный "хрустальный" образ, который был заложен в этом произведении. 


Лилия Гайсина.
 
Второе отделение концерта открылось одним из самых исполняемых произведений Чарльза Айвза – "Вопрос, оставшийся без ответа". Это миниатюра, которую вполне можно назвать программной –  коллаж, в котором на хоральном фоне звучания засурдиненной струнной группы происходит диалог "вопрос-ответ" между солирующей трубой и квартетом деревянных духовых инструментов.
 
В исполнении оркестра и солистов РНО получилась глубоко медитативная пьеса, очевидным образом напоминающая о том, что Чарльз Айвз с тринадцати лет работал органистом в церкви и позднее совершенствовался в игре на органе в Йельском университете. В сущности, по своей базовой концепции, это органное произведение. Ритмически оно выстроено как три полиритмические конструкции, существующие в едином звуковом пространстве. Практически Кристиан Кнапп вёл струнную группу, показывал вступление трубачу (соло на трубе Леонид Коркин), который исполнял его ad libitum с верхнего яруса, практически из-под потолка зала, а реплики квартета духовых, находящихся на балконе над сценой, исполнялись в режиме независимого камерного ансамбля – каждая из этих реплик имеет свой темп и характер.
 
Джон Адамс – композитор последнего для этого концерта поколения американских композиторов. Его произведения по большей части написаны в технике минимализма, среди его опер наиболее известна трилогия, которую иной раз называют CNN-оперы – это "Никсон в Китае", "Смерть Клингхофера" и "Атомный доктор" (или "Доктор Атом"). На основе материала последней и была написана одноимённая симфония. 

Не сказать, что это симфония в том понимании, к которому мы привыкли. Это не философское высказывание, произведение, скорее, можно назвать "саундтреком оперы", компиляцией симфонических фрагментов, разделённых на части по принципу тематизма.

В принципе, ничего экстраординарного в подобном подходе композитора к своей музыке нет, добро пропадать не должно, даже если оно минималистично. Мы прекрасно помним и концерт Моцарта для гобоя, полностью переписанный для флейты, и неоднократно использованную Россини увертюру к "Севильскому цирюльнику" и многочисленные авторские сюиты, созданные из музыки к балетам. Так что тот факт, что Адамс опирается на опыт, скажем, Стравинского, многократно переоркестровывавшего свои произведения в коммерческих целях, вполне понятен. В конце концов, это является формой популяризации самой оперы.

В сущности, не очень сложное по своему музыкальному смыслу произведение написано достаточно сложно для исполнения. Просто навскидку можно отметить технически виртуозное начало второй части, соло гобоя, в котором используется, скажем деликатно, не очень комфортный для исполнителя верхний регистр инструмента, безукоризненно исполненное Виталием Назаровым и огромное, фактически афишное соло трубы, которое блистательно исполнил Константин Григорьев.
 
Отдельных слов восхищения заслуживает маэстро Кристиан Кнапп – в исполнении этой программы органично слились и американские корни, и российская дирижёрская школа – среди его учителей Юрий Темирканов, Илья Мусин и Леонид Корчмар. В его управлении оркестром сочетались и эмоциональная составляющая, и абсолютный рационализм, и очень точный понятный дирижёрский жест.
 
И напоследок хотелось бы сказать пару слов о публике, пришедшей в этот вечер в концертный зал "Зарядье". Зал не был полным. Но все, кто пришёл, очень точно понимали, зачем они пришли – редко можно видеть столь квалифицированную и благодарную публику. Спасибо за это и ей, и тем, кто создал и исполнил эту программу.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Возможно ли стать артистом через объявление на "Авито"?
"Главная роль" по пьесе Николая Коляды "Всеобъемлюще". Театр Вахтангова. Сцена "Студия". Режиссер Эльдар Трамов.
Иван Жданов между строк

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть