Все фото: Александр Филькин. Предоставлено Пресс-службой МАМТ.
Удивили, так удивили. Первый опыт сотворчества МАМТ и Театра Образцова, двух разных по своему принципу институций - это событие и серьёзнейшая работа для всех. Согласились на неё: хореографы Константин Семёнов ("Петрушка"), Кирилл Радев ("Жар-птица"); дирижёр-постановщик Тимур Зангиев, автор сценографии Виктор Никоненко; художники по костюмам Анастасия Пугашкина и Екатерина Гутковская; художник по свету Иван Виноградов; художник по видео Илья Старилов.
Для знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева в 1910 году Игорь Стравинский написал музыку для балета "Жар-птица". Через год родившийся балет "Петрушка" повторил невероятный успех труппы. Новый спектакль "Стравинский. Куклы. Танцы" нарушил хронологию, по причине режиссёрского концепта 2-х частной постановки. Осовремененный "Петрушка" всё же остался в рамках либретто Александра Бенуа. Действие "Жар-птицы", название строящегося ЖК, согласно авторскому либретто Франдетти, разворачивается в наши дни. Фантом сказочной птицы поселился в сознании молодого архитектора Ивана, который в прямом и переносном смысле выгорает на работе до трагического исхода.
"Танцы" в названии балетного вечера - важный момент. Создатели обозначили стилистические особенности хореографии, которая придумывалась в русле режиссёрских исканий. Признаки классики в контемпорари Константина Семёнова сменились контрастом танцевальных техник Кирилла Радева. Лишь в финале в видении архитектора, объятого пламенем, Жар-птица в пачке на пуантах и Иванушка в красном кафтане исполняют классический па-де-де.
Ярким зрелищем, предстал "Петрушка", в котором с артистами балета танцуют куклы, созданные художником по куклам Виктором Никоненко из Театра Образцова. Предъиктом к действу стала видеопроекция, где умелые руки кукольника расставляют истуканчиков по сцене, как на шахматной доске. И гигантские декорации-куклы три с половиной метра оживают на сцене. Это не только декорации, а участники спектакля, которые двигаются по сложным траекториям, делают перестроения. Артисты миманса, важная составляющая спектакля, находясь внутри куклы всё время, смотрят через окошечки. У этих нелёгких сооружений на колёсиках с подсветкой внутри много подвижных частей.
По словам ассистента режиссёра-постановщика Александра Гинзбурга, работать с уникальным объектом предельно сложно, но это способ найти какие-то новые решения. Артисты балета и куклы выражают свои эмоции через пластику. Репетировали со стульями, процесс усложнялся тем, что кукольные артисты могли репетировать и 6 часов, а живые только 2. Миманс выполнял художественные и функционально-технические задачи, первостепенной среди них была - не мешать балету.

Кукольные дублёры Петрушки, Балерины, Арапа - это конструкции в рост человека, которые управляются тремя кукольниками. И это тоже своего рода балет, потому что все движения нужно синхронизировать. Куклы настолько похожи внешне на своих прототипов, что хитрые постновщики запутывают зрителя, где кто. Для исполнителей - это дополнительный вызов. То, что со сцены выглядит как дуэт, представляет собой квинтет: танцор с куклой и 3 кукловода. Шарманка и медведь - смешные кукольные истуканы, управляемые артистами Театра Образцова. И всё это существует в художественно-дизайнерской манере а ля рюс.
Марчелло Пелиццони (Петрушка) гуттаперчивой пластикой, грустной жестикуляцией в белоснежных классических одеяниях - очень милый. Балерина Наталья Сомова и Арап Иван Михалёв - явные Барби и Кен.

Дуэт Иннокентия Юлдашева (Иван-архитектор) и Анастасия Лименько (Жар-птица), а также работники строительной компании исполняют пластические этюды Кирилла Радева, близкие по подрыву хореографического авторитета шведу Матсу Эку. Сообразно новому времени и пространству в либретто от Франдетти, такая танцевальная партитура уместна. Это впечатление сочетания сценографии, новейших техник танца и технологических придумок усиливается, когда с колосников спускается огнедышащий, светящийся спрут, IT-монстр, под музыку номера "Поганый пляс". Вероятно - это и есть современный Кощей-мегаполис, который выжимает из человека всё. Воспламенение офиса компании ЖК в развязке истории - визуализация выгорания человеческой личности.
Дуэт Анфисы Ощепковой и Романа Шевченко в финальном эпизоде исчезновения Кощеева царства одаривает красотой классики и надеждой, отсылая к триумфу русского искусства времён Дягилева-Стравинского.
Почва для творческого партнёрства МАМТ и Театра Образцова заключалась в историческом факте. В 1922 году Сергей Образцов был принят артистом в музыкальную студию МХТ к Немировичу-Данченко, где прослужил 8 лет. Замечательная выставка к премьере "Стравинский. Куклы. Танцы" под названием "Фокусник и Петрушка: путь от балагана к театру" была подготовлена совместно коллективами обоих театров.