Но, как выяснилось, звезды и не нужны. И без них справились отлично. На ближайшие четыре показа – полный солд-аут, и то, что эта традиция продолжится и дальше – не сомневаюсь. Сам пойду по второму кругу и всем рекомендую.
В прошлом сезоне Владислав Наставшев поставил на малой сцене Вахтанговки "Повесть о Сонечке".

Князь Мышкин - Константин Белошапка
Я не включил тот спектакль в свой личный топ, но другие критики были в восторге, и понятно, почему. "Повесть" получилась очень чувственной и искренней. Хотя для меня слишком завуалированной. Вроде как автор хочет сказать правильные вещи, но настолько сильно размазывает их в общем действии, что докопаться до их сути становится непросто.
Тем не менее, главный вывод, что я для себя сделал, посмотрев "Сонечку": с таким подходом надо на Достоевского замахиваться.
Приятно, что не ошибся.

Настасья Филипповна - Анна Дубровская
Мне показалось, что "Идиот" — не совсем самостоятельный спектакль. Это, скорее, вторая часть дилогии, начатая режиссером как раз "Сонечкой". Притом – зеркальная часть первой постановки.
Фон обеих постановок похож – немного приподнятая декорация, дым, туман на заднем плане, ощущение бесконечного севера и холода. Обе постановки по духу очень камерны, в "Сонечке" трое актеров, в "Идиоте" — четверо.
Но!
"Сонечка" – пастельная, мягкая, наивная, чувства глубоки, но никак не выставляются на передний план.
Здесь же наоборот. Все чувства утрированы и выведены на максимум, предельно открыты. На примере двух эпох, двух разных историй, по сути, показано одно и то же, просто по-разному (тайно и явно).

Перед спектаклем представитель театра говорил о том, что Достоевский работает в жанре фантастического реализма – и этим он близок Вахтанговке.
Возможно! Но то, что я увидел – было максимально далеко как от фантастики, так и от реализма.
Уместнее назвать этот спектакль "Античная психиатрическая утопия".
Из романа Достоевского была оставлена только линия Мышкин – Рогожин – Настасья Филипповна (плюс четвертая актриса, играющая Аглаю Епанчину), зато этот конфликт проработали со всех сторон, вывернув буквально наизнанку.
В текущем сезоне это второй виденный мною сценический "Идиот". Первый был в
пространстве "Внутри". Не знаю, видел ли постановку "Внутри" Владислав Наставшев, но мне показалось, что между этими спектаклями – мистическая связь.
В "Идиоте" пространства "Внутри" была прекрасная сцена. К героям выходит сам Достоевский, его спрашивают, о чем его роман – он робко ведет актеров на свет прожектора, но в последний момент очень быстро убегает, оставляя растерянных персонажей одних.
Так вот, Владислав Наставшев дал ответ на вопрос – о чем же роман Достоевского.
О психиатрии, конечно же, о несчастной любви трех психически больных людей, не получивших вовремя квалифицированной помощи (и в этом я полностью согласен с режиссером).
Просто наглядная иллюстрация к великому труду Ганнушкина "Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика" и к куче историй болезни, которые изучают в институте Сербского. (Там подобных дел и подобных Рогожиных с Мышкиными навалом).
У каждого из троих героев – свой диагноз. Он не объявляется, но понятен любому, кто хоть раз сталкивался в жизни с психически больными людьми.

Мышкин (Константин Белошапка) – классический аутист.
Рогожин (Павел Юдин) – явно страдает биполярным расстройством с элементами маниакально-депрессивного психоза.
Настасья Филипповна (Анна Дубровская) – острый галлюциноз с элементами дезорганизованной шизофрении (возможно, на почве хронического алкоголизма героини).
И каждая болезнь показана буквально на пике своего проявления.
Представили такое термоядерное сочетание со всеми вытекающими из трех состояний возможными конфликтами?
А теперь представьте, что все это заключено в рамки стилистики античной трагедии, с периодическими вкраплениями христианства.
Думаете, какофония? Что вы! Наоборот! Блеск, полный восторг, психиатрический оргазм! А главное – вся картина складывается. После просмотра и вопросов не возникает, а почему оно произошло так. По-другому в нынешних обстоятельствах и быть не может!

А поскольку актеры играют еще и очень талантливо, то "Клиника психопатий" раскладывается буквально по полочкам и полностью вписывается как в язык Достоевского, так и Вахтанговки.
Плюс прекрасная пластика, ювелирно продуманные мизансцены, каждая из которых тонко демонстрирует различные психогаллюцинации, и все это еще разбавлено очень красивой лиричной музыкой в стиле французского шансона.
Я очень рад, что наконец-то нашелся режиссер, который поставил Достоевского предельно честно, стряхнул с него всю напускную шелуху – и продемонстрировал нам истинную суть его конфликтов, его извечных поисков и его философии. Приятно видеть постановку, где подтекст не спрятан под грудой мусора – а выведен вперед, а мусора нет вовсе. Для полной гармонии было бы идеально в самом начале показать фотографию психиатрического стационара, где все это происходит. (А в конце можно было бы добавить сцену вынесения строгого выговора медсестре, которая, по своему раздолбайству, не сделала Рогожину вовремя укольчик галоперидола).

Но понимаю, это уже слишком смело. Поклонники Достоевского могут и обозлиться на режиссера, который не просто прочитал книгу, но и по-настоящему понял.
Я ничуть не сомневаюсь, что "Идиот" будет отмечен моим коллегами и войдет в число лучших спектаклей большой формы в этом сезоне.
Я просто уверен, что на спектакль будут сплошные аншлаги, ибо есть, что посмотреть. Так Достоевского давно не препарировали.
Плюс Константина Белошапку явно отметят в числе лучших актеров сезона. Согласен! Есть за что. Логично, что любого Мышкина невольно сравнивают с каноническим Юрием Яковлевым в бессмертном фильме Ивана Пырьева.
Так вот, у Константина Белошапки получилось лучше, органичней и честнее, ибо копнул он этого героя совсем глубоко, показав не внешнюю, а именно внутреннюю сторону. И это спорно, но действительно интересно. Не знаю, как Достоевский, но психиатры Корсаков, Ганнушкин и Кащенко точно одобрили бы такое прочтение романа.

Рогожин - Павел Юдин
Желательно до "Идиота" посмотреть "Повесть о Сонечке", чтобы сложилась полная картина. Поймете, с чего начиналось.
В общем, надо идти, несмотря на то, что в кассах все билеты проданы.
На исторической сцене Вахтанговки зрительный зал большой, так что в апреле есть все шансы приобрести билет!
До встрече в театре Вахтангова!