Мастерская Олега Малахова и Александра Огарева, выпуска 2022 года, отмечает Год Мольера, посвященный 400-летию новатора фарсовых комедий, премьерным событием. Театр Школа драматического искусства представил спектакль-приношение новоиспеченных актеров французскому коллеге, автору остроумных пьес, любимцу короля Жан-Батисту Мольеру.
Создатель и придумщик импровизаций по пьесам Мольера, режиссер и исполнитель главной роли самого мэтра Олег Малахов, казалось бы, в непринужденном экспромте, серьезно предъявил высокие требования к сценическим умениям и артистическим качествам молодых исполнителей. Спектакль "Мольер.Экспромт" выглядел трудным экзаменом на актерскую квалификацию, которую должны были выказать новички сцены. Режиссер использовал большой набор навыков, которыми обязан владеть исполнитель. А в классике спрятаться не за что.
Фото автора
В основе постановки лежит пьеса "Версальский экспромт", на которую нанизана гирлянда фрагментов известных пьес Мольера - "Смешные жеманницы", "Тартюф", "Мизантроп", "Мнимый больной". Калейдоскоп образов, контраст настроений, смена игровой манеры, переодевания, как на ладони, демонстрировали профессиональную компетентность ребят-артистов. Прибавьте пение и танцевальные па, как же без Марлезонского балета, который обожали все королевские особы? Безусловно, премьерный "мандраж" явно угадывался. Не все могли быстро отдавать себе приказ уменьшить слишком громкую голосовую динамику, иногда страдала дикция. Но хитрый режиссер умело завуалировал ожидаемые неопытности молодняка самим жанром экспромта. Импровизация вполне допускает плюс-минус артистические погрешности. Но повышенный градус молодой сценической крови был явным украшением разыгрываемого действа.
Самые виртуозные импровизации режиссер предоставил самому себе. Мольер-Малахов выделывал сольные пантомимы с артистической легкостью и выразительной пластикой, комично переходя к трагичному и наоборот. Актер держал весь спектакль на себе. Он был объектом и центром внимания. Мольер зорко следил за труппой в ожидании короля и режиссер Малахов держал руку на пульсе спектакля, наставнически оценивая мизансцены и игру подопечных.
Фото автора
Сцена в выдуманной "конюшне", как верх глупости, которую дерзко и остро высмеивал в своих пьесах Мольер, получилась самой искрометной импровизацией. Кажется, и в наши дни можно наблюдать таких сочинителей и постановщиков, ищущих "особые" сценические обстоятельства для мизансцен. Индивидуальные поведенческие находки персонажей, интересные детали образов у молодых артистов также работали на уместность выбранного жанрового стиля спектакля. Хочется отметить естественную убедительность игры Константина Саковича, создавшего запоминающиеся образы своих героев.
Лицедейство, примерка разных характеров на себя, стало ключевым моментом в представлении "театр в театре" спектакля "Мольер.Экспромт". Создатели новой работы растворили, стерли границы между сценой и закулисьем, выдумкой и реальностью, репетицией и игрой при публике. Вспоминается спектакль парижского театра "Комеди Франсез", который в 2000-е годы привез в Москву "Мизантропа" Мольера. "Дом Мольера", как называют этот храм французского искусства, показал свою оригинальную интерпретацию. Были исторические кринолины, французская речь, неявные намёки на комизм - эталонное прочтение шедевра. Московский Мольер ШДИ прозвучал совсем не так, но свежо и энергично, как и обещала команда театра.