Наталия Сац. Все фото предоставлены Детским музыкальным театром.
Больше всего Наталии Сац подходит слово "первая".
Наталия Сац основала первый в мире театр для детей. И не один, а целых шесть. Она поняла, что детям нужен свой театр, созданный именно для них, где все сделано так, чтобы им было интересно и захотелось прийти еще. Самые известные театры, созданные Наталией Сац, работают и сегодня, и называются они Российский академический Молодежный театр (бывший Центральный детский театр), Детский музыкальный театр имени Наталии Сац в Москве и Театр Юного Зрителя (сейчас он называется Русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац) в Алма-Ате.
Наталия Сац – первая в мире женщина-оперный режиссер. И ставила она оперы не только в Москве, но и за границей. В 1931 году, когда ей было 28 лет, ее пригласили в Берлин поставить оперу Джузеппе Верди "Фальстаф". Уже в следующем году она выпустила "Свадьбу Фигаро" Вольфганга Амадея Моцарта в оперном театре Буэнос-Айреса.
Наталия Сац первая объединила театр и мультипликацию. В спектакле "Негритенок и обезьяна" в 1927 году в сцене встречи негритят и диких зверей артисты на сцене пугали персонажей-животных шумовыми инструментами, и те "убегали" от них на большом, во всю сцену, экране, в мультипликационную чащу джунглей.
Наталия Сац первая стала произносить перед началом спектакля "вступительные слова". Эта традиция жива до сих пор и распространилась по всему миру. Теперь практически во всех детских театрах к зрителям перед началом спектакля выходит режиссер или актер и разговаривает с ними, чтобы настроить на нужный лад.
Наталия Сац первая стала заказывать оперы и балеты для детей знаменитым композиторам и писателям. Например, если бы не она, то известного сегодня на весь мир "Пети и волка" Сергея Прокофьева просто бы не было. Это Сац придумала, что Сергей Сергеевич должен написать музыкальную сказку-путеводитель по оркестру для детей, и вместе с ним сочинила сюжет.
Наталия Сац первая придумала, что в театре для детей должна быть игровая комната, "Комната младших братьев и сестриц", где много игрушек и раскрасок, и куда на время спектакля можно отвести младшего ребенка, пока старший в зале смотрит на сцену. Сейчас такие комнаты есть не только в детских, но и во многих взрослых театрах.
Наталия Сац первая придумала театральных педагогов как постоянных и важных наравне с артистами участников встречи детей и театра. Она поняла, что до начала спектакля, в антракте и после его окончания детей-зрителей нужно занимать чем-то интересным, и создала в театре специальный отдел, где работали люди, которые умели проводить занятия, рассказывать про театр и обсуждать спектакли. Конкурсы рисунков, музыкальные викторины, игры – чего только они ни придумывали под руководством Наталии Сац. Она всегда больше всего ценила, чтобы люди рядом с ней горели общим делом, посвящали ему всю свою жизнь и отдавали ему себя без остатка: сочиняли, предлагали, осуществляли самые смелые идеи и делали то, на что до них никто просто не замахивался.
Она и сама была такая – революционер, открыватель нового, создатель небывалого, человек, который всегда добивался того, о чем мечтал, и создавал это своими руками, энергией и талантом.
Наталии Ильиничне Сац Детский музыкальный театр, носящий её имя, посвящает наступающий сезон. И каждый артист труппы театра говорит ей СПАСИБО каждый день, когда приходит в Детский музыкальный театр имени Наталии Сац!
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац уточняет: в течение всего предстоящего сезона будут организованы отдельные события, посвящённые юбилею основательницы. На них последуют специальные приглашения.