Спектакль, который привёз на фестиваль Челябинский академический музыкальный театр оперы и балета им. М. И. Глинки, показателен в очень многих смыслах. Он стал в определённой степени флагманом и фокусом смотра.
Ведь главный принцип фестиваля "Видеть музыку", который десять лет назад был создан по инициативе Георгия Исаакяна, и проводится при поддержке министерства культуры РФ и при содействии Президентского фонда культурных инициатив, формулируется следующим образом: музыкальные театры страны, а теперь уже и ближнего зарубежья, привозят и показывают те спектакли, которые сами для себя считают наиболее важными и знаковыми для себя, те спектакли, которыми они гордятся и хотят, чтобы эти шоу увидели представители всего театрального сообщества России. Дело в том, что наша страна очень большая не только в культурном смысле, но и в географическом, и увидеть интересные спектакли в театрах, отстоящих друг друга на расстоянии тысяч километров, практически невозможно. А на время фестиваля они все оказываются в Москве. Руководители театров, дирижёры, режиссёры, солисты, преподаватели вузов – все эти работники получают возможность встретиться, обсудить важные вопросы и проблемы и, наконец, увидеть спектакли. Это всероссийская выставка оперных спектаклей всей страны.
Балетный дивертисмент при дворе Ахмеда III
И в этом принципе, когда отсутствует централизованный отбор спектаклей с помощью какого-либо "центрального" жюри, комитета, отборочной комиссии, есть ещё один чрезвычайно важный элемент – в общем массиве привезённых спектаклей, а в этот раз их будет показано более сорока, проявляются запросы времени. Каковы они, это вопрос другой. Главное, что эти запросы очевидным образом считываются.
И одним из таких ответов на требования времени стала опера "Пётр Первый". Конечно же, жанр, если угодно, формат оперы – это решение и выбор композитора и либреттиста. Но это и особенность эпохи, а эпоха требует жанра Большой оперы в её традиционном виде. С царями и царицами, королями, отсылками к историческим событиям, к героическим эпохам, с традиционными оперными темами, где есть место любви, предательству, верности, долгу, большими хорами, балетными дивертисментами, некоторой толикой ориентализма, батальными массовыми сценами, костюмированная опера – в общем, со всем, что в результате и оказалось в опере "Пётр Первый".
Если говорить о постановках опер в наше время, то, как правило, это режиссёрские спектакли, предлагающие новый взгляд на ставшие уже классическими оперы. В нашем случае мы имеем дело с премьерным спектаклем, поэтому здесь более значимы иные вещи. Во-первых, знаковой стало продолжение такой исторической традиции, как заказ спектакля композитору, а "Пётр Первый" был написан по заказу Челябинского театра при поддержке губернатора Челябинской области.
А во-вторых, поскольку опера жанр "многоэтажно"-синтетический, то, конечно же, чрезвычайно интересна конструкция самой оперы – от либретто и музыки до идейно-исторического мышления авторов. Ведь для оперы исторический жанр дело естественное: сразу можно вспомнить десяток произведений – от "Ивана Сусанина" Глинки до "Битвы при Леньяно" Верди.

Опера "Пётр Первый" охватывает исторический период военного и политического становления Российской империи при Петре от поражения под Нарвой до побед в битве под Полтавой и морском сражении при Гангуте. При этом весь сюжет нанизан на хронологическую составляющую – здесь и исторические события, и датированные письма Петра любимой своей жене Екатерине, и калейдоскоп исторических персонажей – их перечислять, как перелистывать русскую литературу и учебник истории. Вся опера – это проекция реальных исторических событий и персонажей на драматургическую канву. Здесь, разумеется, и сам Пётр с Екатериной, но здесь и Мазепа, и Кочубей, и Орлик, и Карл XII, и Меньшиков…
И с каждым из них связан у нас свой ассоциативный ряд, в первую очередь, с "Полтавой" Пушкина и с "Мазепой" Чайковского. Поэтому, например, хор "Тиха украинская ночь" на слова из "Полтавы" предельно органично вписывается в драматургическую ткань оперы, хотя в первое мгновение ощущается как некоторая неожиданность.
Трудно сказать, где заканчивается работа либреттиста и начинается поле деятельности режиссёра-постановщика, а этот спектакль поставил заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов, но либретто максимально органично перетекало в сценографию и историческая составляющая с масштабным видеорядом нанизывалась на проекцию писем Петра Екатерине и географических карт Европы того времени – своеобразная проекция образа геополитики на сценографию. Что же касается сценографии в целом, а в неё естественным образом включается и компьютерная графика (художник по видео Виктория Злотникова), то режиссёр Иркин Габитов, художник-постановщик Вячеслав Окунев, художник по свету Ирина Вторникова создали спектакль, сценография которого очень приближается к тем масштабам, которые свойственны, может быть, жанру мюзикла с его техническими возможностями. В "Петре Первом" – и факелы пушкарей сияют бордовым огнём, и в дулах пушек появляется огненная вспышка во время выстрела, на заднем плане пролетают ядра, и грохот орудий перекрывает оркестр…
Алексей Пьянков (Карл XII) и Янис Шкляев (Лев Заленский)
А хореографические сцены действительно напоминают классический жанр Grand-opera, как это понималось во времена его расцвета в XIX веке. Блистательные дивертисменты при дворе Карла XII и ориентальные танцы во дворце султана Ахмеда III – прекрасная работа балетмейстера-постановщика Игоря Колба.
Безусловно, в успехе спектакля очень важную роль сыграли солисты театра, исполнявшие развёрнутые партии, созданные либреттистом и композитором – лауреат международного конкурса Виталий Савельев (Пётр I), лауреат международных конкурсов Андрей Меркульев, лауреат всероссийского и международного конкурсов Артур Садиков (Василий Кочубей), лауреат международного конкурса Алиса Чечель (Екатерина, она же Марта Скавронская), лауреат международных конкурсов Алексей Пьянков (Карл XII), лауреат международного конкурса Павел Чикановский (Александр Меньшиков), Борис Оношко (Филипп Орлик), лауреат международного конкурса Янис Шкляев (Лев Заленский, митрополит униатской церкви), лауреат международного конкурса Наталья Гончарова (Дульская), Наталья Кулешова (Мария).
Сценография очень технологична и символична одновременно. Четыре брутальные сторожевые башни, объединяющие сценографию на протяжении всего спектакля, в сцене бала при дворе Карла XII при минимальных изменениях на уровне деталей превращаются в элемент дворцового интерьера, появление в третьем действии галерщиков Петра с вёслами сразу и совершенно точно обозначает тот исторический факт, что флот Петра победил парусную армаду Карла именно благодаря своей подвижности, маневренности и независимости от ветра.

Композитор Михаил Богданов написал масштабную партитуру, через неё выразив драматургический замысел оперы. Для этого в качестве своего инструмента он виртуозно использует музыкальную стилистику как семантический элемент, как точное указание драматургической ситуации. Это и абсолютно классическая по своему смыслу увертюра – эпический трейлер, в котором сочетаются героические и лирические темы, те, что мы позже услышим в опере, и стилистический отсыл к киномузыке, который ещё больше повышает уровень пафоса. И надо заметить, что роль оркестра очень непроста в этой партитуре (музыкальный руководитель и дирижёр Евгений Волынский) – здесь и большое количество торжественной и пафосной музыки, и тогда значительная нагрузка ложится на медную группу с ударными, здесь есть и лирические эпизоды, такие, к примеру, как лирическая ария Марты (в православии Екатерины) с традиционным использованием в подобной музыке флейты и арфы, здесь сольное звучание в камерных эпизодах гобоя и английского рожка, здесь и стилизация под канты петровских времён, и клавесин с элементами барочной полифонии в сценах с Карлом XII, здесь и ориентальная музыка, включающая эпизод с соло ударных, и, конечно же, кульминационные эпизоды с хором, медью и ударными, особенно в конце первого акта и в эпическом финале спектакля, ставшим эмоциональной кульминацией, на которую зал предсказуемо отреагировал бурными восторженными аплодисментами.
Можно с уверенностью сказать, что жанр "Большой оперы" продолжает существовать и в двадцать первом веке.