Михаил Светлов. Фото: сообщество ВКонтакте "Библиотека-филиал № 15 МБУК "ЦБС г. Рязани".
Поэт Светлов известен как певец революционной романтики. Апофеозом его творчества в этом направлении является знаменитое стихотворение "Гренада", ставшее песней (причем на него написано порядка 20 мелодий). Немудрено – ведь литературное творчество Светлова начиналось в годы революции и Гражданской войны. Но "Гренадой" наследие Светлова никак не исчерпывается. Уже к 1925 году он написал три сборника стихов, один из которых так и назывался "Стихи", а два других – "Рельсы" и "Корни". "Гренада" появилась годом позже. В середине 1920-х Светлов создал не менее "расхожие" тексты "Двое", "Рабфаковке", "В разведке", популярность которых началась сразу после "рождения" – и не иссякла до сих пор. Возможно, это потому, что поэзия Светлова ориентировалась на музыкально-слуховое восприятие. Он даже называл произведения соответственно: "Песня", "Песенка", "Моя песня" и т. п.
В ранних стихах заметны характерные для всей поэзии Светлова темы пролетарского интернационализма (поэмы "Комсомол" и "Хлеб", "Стихи о ребе" и др.). В 1930-х годах Михаил Аркадьевич обращается к драматургии (пьеса "Двадцать лет спустя"), пишет лирические стихи.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич работал во фронтовой печати, как и все ведущие литераторы Советского Союза. Лучшими образцами его творчества военных лет признаны поэма "Двадцать восемь", стихи о партизанке Лизе Чайкиной, стихотворение "Итальянец", пьеса "Бранденбургские ворота".
Послевоенная поэзия Светлова приняла философское звучание – разумеется, когда это были не эпиграммы, на которые острый на язык автор был мастер. И все же с возрастом он все чаще размышлял о жизни, связи времён, истории, человеческом призвании и счастье, что отразилось в текстах "Бессмертие", "Любовь", "Искусство", "Горизонт" и других.
Несколько лет назад "Ревизор.ru" посвятил наследию Михаила Светлова большой
материал. А эту юбилейную заметку хочется закончить очень характерным для Светлова (почему, говорится в вышеупомянутой статье) стихотворением:
Песня (Ночь стоит у взорванного моста...)
Ночь стоит у взорванного моста,
Конница запуталась во мгле...
Парень, презирающий удобства,
Умирает на седой земле.
Тёплая полтавская погода
Стынет на запёкшихся губах,
Звёзды девятнадцатого года
Потухают в молодых глазах.
Он ещё вздохнёт, застонет еле,
Повернётся на бок и умрёт,
И к нему в простреленной шинели
Тихая пехота подойдёт.
Юношу стального поколенья
Похоронят посреди дорог,
Чтоб в Москве ещё живущий Ленин
На него рассчитывать не мог,
Чтобы шла по далям живописным
Молодость в единственном числе...
Девушки ночами пишут письма,
Почтальоны ходят по земле.
1931 год.