Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Что такое хорошо и что такое плохо – детская литература Маяковского

"Ревизор.ru" – к очередной годовщине со дня рождения В.В. Маяковского.

Владимир Маяковский. Все иллюстрации к статье взяты из открытых источников.
Владимир Маяковский. Все иллюстрации к статье взяты из открытых источников.

Ницше в труде “Так говорил Заратустра” писал: “Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра...” Именно из-за этого детская литература столь важна во время взросления ребенка и формирования его видения на мир. Что прекрасно понимали во время раннего периода СССР – детская книга, помимо развлечения, также была и обучающим инструментом, и политическим заявлением. Казалось бы, зачем интересоваться тогдашней фактически пропагандой посредством детских книг? Ведь сейчас уже другая эпоха…

Помимо очевидного эстетического наслаждения – игра с рифмами и формами, превосходный, нередко авангардный визуал вкупе с очень неплохими сюжетами – сейчас наблюдается всплеск выпуска детских книг на злободневные темы, такие, как неравенство, разрушение экологии и т.д. В числе хороших примеров назовем серию книг Рамадье и Буржо для самых маленьких “Моя книга…” или серию выпусков группы “Плантель” о социальных проблемах. Конечно, такие классические работы как “Поллианна” (и ее младшая сестра “Молли Мун и волшебная книга гипноза”), мандельштамовские Клик и Трам из стихотворения “Два Трамвая”, по которому в 2016 году был поставлен детский короткометражный мультфильм, работы Чуковского и Пушкина остаются крайне популярными. Более того, в них присутствуют те же общественно "горячие" темы, просто выраженные гораздо менее прямолинейно. Именно этим интересна рефлексия по старой детской книге – она ведь была так идейно похожа.



Но вернемся к раннему СССР. Некоторые авторы (такие, как Введенский, написавший превосходное “Кто”, и Шварц – не менее хороший “Поезд”) старались не зацикливаться на идеологической составляющей, в то время как для других идеи стали основой основ. Такими писателями стали Николай Агнивцев (“Твои Наркомы у тебя дома” как апогей), Надежда Павлович (“Большевик Том”) и в особенности Владимир Маяковский, для которого просвещение ближе к концу жизни стало важнейшей практикой. В интервью 1927 года с корреспондентом “Прагер прессе” он сказал: “Новейшее моё увлечение — детская литература. Нужно ознакомить детей с новыми понятиями, с новым подходом к вещам…”. Не менее интересны выдержки из интервью мая того же с варшавской газетой “Эпоха”:

“— Я стремлюсь внушить детям самые простейшие общественные понятия, делая это как можно осторожнее…

— Например?

— Скажем, я пишу рассказ об игрушечном коне. Тут я пользуюсь случаем, чтобы объяснить ребенку, сколько людей должно было работать, чтобы изготовить такого коня, — допустим: столяр, художник, обойщик. Таким путем ребенок знакомится с коллективным характером труда. Или описываю путешествие, в ходе которого ребенок не только знакомится с географией, но и узнает, что одни люди бедны, а другие — богаты, и т.д.”.



Из этого интервью видно, сколько потенциала писатель видел в детской книгой. Его уникальный стиль рифмовки прекрасно подходит для детей, и в ходе прочтения можно выделить определенные особенности его работ – попытка рассказать о мире с объяснением общественных устоев, встраивание политических нарративов, “расколдовывание” обыденных предметов, таких, как игрушки, еда и т.д., а также определенная кинематографичность текстов. Разберем каждый аспект поподробнее.

Начинается земля, как известно, от Кремля…

Важнейшим аспектом детского творчества Маяковского является попытка образования. Будьте то о карьерных перспективах в “Кем Быть” – “Книгу переворошив / намотай себе на ус / все работы хороши/выбирай на вкус” – или география города в “Гуляем” или мира как такового “Прочти и Катай в Париж-Китай”. Помимо этого, автор не избегает рассказа об общественных устоях – в “Гуляем” подчеркивается важность Красной армии в СССР на фоне объяснения работы города и дорожного движения, а в известнейшем “Что такое хорошо и что такое плохо” автор пытается упростить глубокую философскую проблему до максимы – “Мальчик радостный / пошёл / и решила кроха: / «Буду делать хорошо, и не буду — плохо»”.



Если мальчик любит труд…

Политическая составляющая текстов состоит преимущественно из черно-белого описания классовой борьбы, что особенно заметно в “Сказке о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий”. Нам показывают двух архетипичных персонажей – плохого, толстого ребенка из буржуазной семьи Петю – ленивого, грязного и в целом неприятного индивида – и Симу – худого, стройного, активного комсомольца. Сразу вспоминается из Шекспира: “Насколько больней, чем быть укушенным змеей, иметь неблагодарного ребенка!” (Король Лир). Фактически, перед нами упрощение идеологии классовой борьбы до формы сказки, причем, единственной у Маяковского. Книга явно дает понять детям почему “советы и комсомольцы” лучше “буржуев”.

Не менее важной составляющей является любовь к труду. Особенно ярким примером этого является “История Власа, лентяя и лоботряса”. Влас – ленивый мальчик, который уже взрослым продолжает ничего не делать и только пить. “Дети, не будьте такими, как Влас! Радостно книгу возьмите и — в класс!” В “Кем быть” также рассказывается о важности труда.

Где же конский хвост найти…

Маяковский любил рассказывать о создании разных предметов и поддержании работы  механизмов. Это можно заметить в стихах “Конь-огонь” и “Эта книжечка моя про моря и про маяк”. В первом случае автор детально показывает производство игрушечного коня, подчеркивая роли разных профессий, будто бы чтобы вызвать у ребенка более трепетное отношение к игрушке (ведь в нее вложено много труда), но при этом подчеркнуть ее обыденность – это просто игрушка. Хотя у этой игрушки есть далеко идущие цели опять же общественного свойства: “На спину сплетенному — помогай Буденному!” Владелец игрушечного коня готовится стать бойцом-кавалеристом. В случае моря и маяка поэт объясняет принцип работы последнего и передает важность работу смотрителя: “Труд большой рабочему — простоять всю ночь ему”.

Что ни страница…

Маяковского очень легко визуализировать ввиду детальности его описания, в связи с чем почти всего его детские работы выходили отдельно в иллюстрированных изданиях. Учитывая период 20-х годов, визуал мог быть довольно авангардным, уходя то в примитив, то геометрические абстракции. Наиболее интересным примером будут работы Ирины Сундерланд к “Гуляем” – абстрактные геометрические образы обыденных вещей добавляют определенной нереальности книге, рассказывающей о повседневной жизни.



В ходе экскурса в детское творчество Маяковского видно, как его уникальный стиль прекрасно подходит к детской литературе, особенно его прямолинейность и политичность, ставшая столь распространенной в современной детской книге.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть