Неумелые истории бестолковой жизни
24 февраля 2024
Крылатые качели Евгения Крылатова
23 февраля 2024
«ГОРЬКИЙ, СЛОН» в Музее истории ГУЛАГа.
23 февраля 2024
"Степной Король Лир" по повести И.С.Тургенева. Премьера в малом зале Театра Елены Камбуровой.
23 февраля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Эдуард Лимонов. Ходивший в копиях.

"Ревизор.ru" – к 80-летию со дня рождения писателя.

Эдуард Лимонов. Фото: vk.com/limonov_eduard
Эдуард Лимонов. Фото: vk.com/limonov_eduard

Сегодня, 22 февраля 2023 года, Эдуарду Вениаминовичу Лимонову могло бы исполниться 80 лет. Но 17 марта 2020 года он скончался в возрасте 77 лет.

Эдуард Лимонов умер, как и пророчил в собственном стихотворении, написанном в 1970 году, в возрасте 27 лет: "Рано". То есть безвременно. Хотя смерть редко бывает "кстати" и "своевременна". Писатель Александр Чанцев в некрологе, опубликованном на следующий день после кончины автора и политика, слывшего эпатажным всю жизнь, обыгрывал этот момент, обращаясь к"костлявой": "Эдуард Лимонов не напишет о собственной смерти — вот это да, это, пожалуй, единственный его прокол за жизнь. Да, Смерть?".

Сегодня, в день 80-летия со дня рождения Эдуарда Вениаминовича Савенко ("паспортное" имя писателя), многие коллеги по цеху обратились к его памяти. Постоянный автор "Ревизора.ru" Михаил Гундарин в своем книжном ТГ-канале "Пять гвоздей в кожаный переплет" называет Лимонова ни много ни мало "писателем, который спас русскую литературу". И доказывает это громкое, в духе самого Лимонова, заявление "от противного": от заката советского строя, тогдашних настроений, особенно россиян, "кому в приснопамятном 1991-м было от 15 до 30", и от того, что разрушительная на первый взгляд активность "Эдички" была на деле спасительна. И апеллирует к собственному опыту:

"Я помню, как мы в сибирской провинции ждали каждого номера "Лимонки". Как пускали по кругу копии лимоновских книг (покупать было не на что, а ксероксы в офисах уже появились). Как подражали (безуспешно, но, конечно, не без пользы для себя) его стилю".

Да, произведения Лимонова в СССР почти всю его жизнь ходили "в списках" и копиях. Да и в новое время, оказывается, многие прибегали к старому недоброму, но устоявшемуся методу копирования, ибо книги стоили дорого… И, несмотря на это (или благодаря тому?), был чрезвычайно известен и читаем. Но Гундарин пишет о ценности Лимонова не только для тех, кто интересовался его радикальным изданием, впоследствии запрещенным в РФ, но и для литературы. В чем эта ценность (в глазах колумниста, спасение)? Вот в чем.

"Казалось, что все кончено – писать, уважая себя, рассчитывая хоть на какой-то отклик в упавшей на Россию тьме, нельзя.

А Лимонов показал нам, что – можно.

Можно пользоваться языком, которым говорят на улицах и в подъездах, совмещая в одной фразе быт и романтику. Можно описывать то, что реально делаешь сам и что делают с тобой, и это помогает пережить любую травму. Можно любить свою Родину и свой народ, не впадая в юродство или казенщину. Можно гордиться званием русского писателя – и быть уважаемым другими. В конце концов, можно развивать традиции, не рабски копируя прошлый век, но нарушая запреты и ломая стереотипы (как делали те, кто потом признаны классиками)".

В той энергии "толчка", данного некогда Лимоновым, Гундарин усматривает потенциал "наших двух-трех поколений (читателей и писателей)", на которых, по его мнению, держится сегодня русская литература. Может быть, это тоже слишком пышно. Может, сам Лимонов, известный ядовитым скепсисом, не согласился бы. Но то, что подобное мнение существует, показательно. Оно залог если не бессмертия, то продолжения "жизни" писателя после его физической кончины. А к этому стремятся все (и не только литераторы).
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Неумелые истории бестолковой жизни
«ГОРЬКИЙ, СЛОН» в Музее истории ГУЛАГа.
"Степной Король Лир" по повести И.С.Тургенева. Премьера в малом зале Театра Елены Камбуровой.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть