"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Фантастика 1910-1920 годов. СССР – утопический проект на скорбной земле.

Специально для "Ревизора.ru".

Автор: Ревизор.ru
Обложки разных изданий романа "Красная Звезда". Фото: Vatkinstan
Обложки разных изданий романа "Красная Звезда". Фото: Vatkinstan

Многим фантастика часто представляется "бульварным чтивом", "выставкой эскапизма" и вообще по своей сути пустым искусством, направленным лишь на развлечение. Разумеется, в этом есть доля правда – порой фантастика бывает не очень хорошо написана, её персонажи архетипичны, а сюжеты просты и даже повторяются. Но это не мешает жанру быть тем, что ныне любят называть thought-provoking. Это художественное высказывание, заставляющее думать и переосмысливать – исторический опыт, основы бытия и прочие фундаменты повседневной жизни. Простота подобных текстов часто идет им на пользу – так они становятся частью коллективного бессознательного в лице метафор, образующими дух времени поколений.

Это относится к фантастике и сегодняшнего дня, и XVIII века – в последнем случае еще добавляется пласт истории, и книга выступает как зеркало эпохи (не зря V-A-CPress выпустили сборник работ XVIII-XIX вв.), позволяя почерпнуть лучшее из прошедших эпох и отрефлексировать опыт прошлого. Особенно ярко данные моменты заметны в случае советской фантастики начала прошлого века. Работы этой эпохи в большинстве своем утопичны, и повествуют о коммунизме будущего (или его вариации на другой планете, чаще всего – Марсе – Марсианской Социалистической Республике) в борьбе с буржуазностью настоящего – нарратив, распространенный в большей части медиа и искусства той поры. Не в меньшей степени данные книги были рассчитаны и на распространение идей коммунизма в простой, развлекательной форме – обычно тексты написаны довольно просто, без использования излишней терминологии и сложных слов, но практически всегда эмоционально и, пожалуй, воодушевляюще. Но это не всегда соблюдалось. Некоторые раннесоветские тексты лишены излишней политической составляющей в интересах эстетической и философских размышлений о состоянии страны и мира. Конечно, в тогдашней фантастике заметно немалое влияние западной фантастики, в особенности – Герберта Уэллса. В сюжетах присутствуют тропы из “Машины Времени”, “Войны Миров” и “Облика Грядущего”. Но сам подход отличается – вместо злорадства Уэллса и его желания быть пророком и оракулом пришла надежда на лучшее, неидеальное, но гораздо лучшее будущее. Великий поэт Данте Алигьери писал: “Здесь, для нас Ты – полуденный факел / Любви, и там внизу, среди смертных / Ты – живой родник надежды”. Такое отношение к грядущему особенно заметно после Гражданской войны, хотя оно наблюдалось и после революции 1905 года. Именно из-за этого антиутопии того периода оставим вне сферы нашего внимания (пока что).

Далее в статье разберем основные работы и их авторов, чтобы составить краткое описания утопий и фантастики начала 20-го века в СССР.

“Красная звезда” – первая “спорная утопия” (ambiguousutopia)


Фотопортрет А. Богданова. Фото: Simona Poustilnik

Александр Богданов был одаренным и крайне многосторонним человеком – политическим деятелем, ученым, философом, писателем. Все это совмещалось в его творчестве, и его роман “Красная Звезда”, вышедший в 1908 году, не стал исключением. Работа повествует о социалистическом обществе на Марсе, где активно используется невообразимые (для того времени) технологии – автоматизированные машины, атомная энергия, компьютеры, ракеты. Дети воспитываются в особого рода яслях – налицо воспитание обществом, ставшее одним из ранних социальных проектов СССР (и РСФСР в частности). “Цельного человека надо создавать уже в ребенке”, - пишет Богданов, как эхо марксовского завета: " …будущее их (рабочего) класса, и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения…". Классовые различия были стерты, все люди заняты в желаемых должностях, а иерархии порушены. Идеальное общество, вам не кажется?

Но, как макбетовские убийцы прятали кинжалы за улыбками, так и в советской фантастике "скелетов в шкафу" множество. Из детей выбивают (порой буквально) эмоции и личность, на Марсе повальная депрессия и большие цифры самоубийств, а хваленая свобода далеко не так важна и, в общем-то, свободна. "Вы свободны в выборе целей — это и есть единственная человеческая свобода". В образовавшемся после революции экзистенциальном вакууме эхом звучит вопрос – что же делать дальше? Достигнув будущего, можно ли стремиться к чему-то еще, или это настоящий конец истории? Автор не дает ответов, оставляя эту задачу своим читателям.

Нельзя не отметить влияние этого подхода на последующие поколения фантастов. Такая же спорная утопичность свойственна, пожалуй, самой известной работе Урсулы Ле Гуин "Обездоленные", изучающей немного другие утопические социальные проекты. Даже на современной фантастике есть отпечаток подобного подхода – трилогия Марса Кима Стенли Робинсона проникнута тем же духом.

Double Feature Алексея Николаевича Толстого


Алексей Толстой. Фото: Википедия

А.Н. Толстой известен преимущественно историческими и фантастическими романами, из которых основную славу снискали "Аэлита" (по которой был снят крайне необычный фильм) и "Гиперболоид инженера Гарина". В них особенно ярко прослеживается след двух английских авторов – Уэллса и Шекспира. Разберем их поподробнее.

Аэлиту можно было бы назвать "Ромео и Джульетта на Марсе", но это было бы крайне поверхностным. Правда, в центре лежит невозможная любовь основных персонажей, но их окружение не менее (если даже не более) интересно для изучения. Мы видим мир, находящийся в состоянии экологической катастрофы, где в этом положении агонии сталкиваются два миропонимания – горячее желание выжить и возможность умереть спокойно – что выливается в революционные столкновения. Здесь как нельзя ярко заметно политическое влияние эпохи, где неоднозначность будущего пугала и одновременно с этим завораживала. Во все эпохи фактического отсутствия ощущения будущего данный текст всегда останется актуальным.


Экранизация "Аэлиты". Фото: ИА Regnum

Переходим к "Гиперболоиду", в котором Гарин представляется Ричардом III с "вкраплениями" доктора Моро и Миста Курца. Роман повествует о новом виде оружия, которое сделало возможной диктатуру Гарина. Классическая для той эпохи проблема прогресса гиперболизируется еще сильнее, чем в “Войне в воздухе” Уэллса, и пересекается с несовпадением идей и их реализации. Гарин, хоть и антикапиталист, является далеко не лучшим представителем своего времени. Как в любом гангстерском фильме (или трагедии Шекспира), за восхождением следует падение – диктатора Пьера Гарри низвергают с помощью советской разведки (ничего не напоминает?) и революционно настроенных рабочих.


"Гиперболоид инженера Гарина". Фото: Википедия

Остальное – тишина

В заключение хотелось бы отметить, насколько интересны и актуальны остаются тексты данных фантастов в наше время. Исконное отношение к фантастике как к "низкому искусству" опровергается раз за разом. Потому новым поколениям и остается смысл читать старую фантастику – рефлексировать и наслаждаться. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть