"Толковая стрелкотня"
21 мая 2025
ПФКИ объявил о старте юбилейного 15-го грантового конкурса
21 мая 2025
III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.
21 мая 2025
Координационный комитет ПФКИ подвел итоги 14 "волны" грантовых конкурсов
21 мая 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"И в светлый день первопасхальный "Христос воскресе" говорит…"

В главный христианский праздник "Ревизор.ru" вспоминает уникальное стихотворение поэта Александра Солодовникова.

Схождение Благодатного Огня. Фото: Скриншот прямой трансляции smotrim.ru
Схождение Благодатного Огня. Фото: Скриншот прямой трансляции smotrim.ru

В 2025 году Пасха выпадает на сегодняшний день, 20 апреля. Поздравляем наших читателей со Светлым днем! И в честь него расскажем о незаслуженно малоизвестном духовном поэте советского времени Александре Солодовникове, а также подарим замечательное стихотворение этого автора.

Александр Александрович Солодовников (1893 —1974) — русский духовный поэт, композитор, прозаик, драматург, автор литературно-исторических очерков о Москве, живший в советские времена. Он родился в Москве 24 июня 1893 года в семье, состоявшей из потомков известных купеческих родов Солодовниковых и Абрикосовых. Поэзией XIX века дышал вместо воздуха с детства. Больше всего любил Пушкина, но отдавал дань уважения Фету и Тютчеву, а еще славянофилу Алексею Хомякову. Его стихотворение "На Пасхе" восходит к лучшим образцам русской философской поэзии Золотого века:

Хоть он теперь не богомолен,
Наш заблудившийся народ,
И звон умолкших колоколен
Его к молитве не зовет,
Но голос сердца изначальный
В его душе еще звучит,
И в светлый день первопасхальный
«Христос воскресе» говорит.
Тогда, покорный древним силам,
В распах кладбищенских ворот
Идет народ к родным могилам,
Идет, идет, идет, идет.
И на могилах теплит свечи,
И крошит хлеб, и кормит птиц,
И молится, и чает встречи
С заветным сонмом милых лиц.
Тот голос сердца не задушишь!
Его ничем не истребить!
И каждый, кто имеет уши,
Достоин веровать и жить.
 
Тем не менее, для карьеры молодой человек выбрал не литературу – юриспруденцию. Солодовников получил два образования: в Императорской Московской Практической Академии коммерческих наук и Императорском Московском Университете на юрфаке и успел послужить в царской армии: был прапорщиком 2-й батареи 1-й запасной артиллерийской бригады в Москве во время революций 1917 года. В 1918 году Солодовников демобилизовался из русской армии и был призван на службу в Красную Армию. Но, поскольку служил в той же Москве в интендантских частях, параллельно задумался о третьем высшем образовании: поступил на историко-литературный факультет Московского Университета.

Во время службы в Красной Армии Александра Солодовникова ждал первый арест. Говорят, что его взяли по ложному доносу – что не помешало молодому человеку более полугода просидеть в Бутырке, а затем в саратовской тюрьме. Он был освобождён только в середине 1921 года и тогда же ушел из армии. Работал бухгалтером и писал стихи, состоял во Всероссийском Союзе Поэтов при Наркомпросе.

К 1920-м годам относятся первые публикации Александра Солодовникова. Это были детские вещи: поэт создал семью, у него родились двое детей. К несчастью, мальчик умер в три месяца. А девочка прожила девять лет и скончалась от дифтерии в 1934 году. Видимо, для дочери Александр Александрович и писал стихи и пьесы. Например, именно тогда он создал детские пьесы "Сказка о бедном Кекиле" и "Колька Ступин" (в соавторстве с прозаиком Сергеем Ауслендером). Примечательно, что обе пьесы ставились в театрах юного зрителя, даже когда их автор отбывал наказание на Колыме. Да еще в период Большого террора в Московском ТЮЗе не раз ставился спектакль по тексту Солодовникова "Ёлка".

Также в 1928 году Солодовников заключил договоры на издание детских стихов с известным издательством "Мириманова" и активно печатался в Московском детском журнале "Искорка". В его тогдашних стихах и рассказах действовали дети и животные (стихи "Медвежонок и футболист", рассказы "Боря и Трезор", "Снежный домик" и многие другие).

В конце 1930-х годов для Александра Александровича началась черная полоса. На рубеже 1938—1939 годов он еще полгода провел в тюремном заключении. Казалось, был оправдан и освобожден, но… в конце 1939 года последовал очередной арест, не завершившийся уже столь гуманно. Опять имел место донос. Александра Солодовникова осудили на 8 лет лишения свободы, отбывал срок он в лагере на Колыме, в районе поселка Нижний Сеймчан. В исправительном учреждении работал бурильщиком по добыче олова – адски тяжелая работа. По окончании срока в 1946 году, Александра Александрович… остался на Колыме на так называемом принудительном поселении. "На материк" его, как и многих других, отбывших срока, не выпускали. Еще десять лет поэт отдал "чудной планете". Так этот край прозвали заключенные, сочинив отвечавшую действительности частушку:

Колыма, Колыма,
Чудная планета:
Двенадцать месяцев зима,
Остальное – лето!
 
Солодовников жил и работал в том же Нижнем Сеймчане… в детском саду. Видимо, вольнонаемных кадров тамошним образовательным учреждениям не хватало. Приходилось довольствоваться услугами бывших зэка. К слову, юные воспитанники Александра Александровича вспоминали его только добрым словом и не могли забыть, как он изображал для них Деда Мороза.


Александр Солодовников. Фото: Дзен-блог "Чтение. Впечатления. Открытия".

Только в 1956 году Александр Александрович получил реабилитацию и смог вернуться в Москву. Он воссоединился с женой, но больше детей у них не было. На фоне всего пережитого у детского автора пошли стихи религиозного содержания. Об официальной публикации таких текстов нечего было и думать. Поэт ушел в "самиздат": печатал стихи на машинке, составлял сборники и дарил близким друзьям. Так он обнародовал сборники стихов "Слава Богу за все. Попутные песни" (1965 год) и "Дорога жизни. Путь познания" (1973 год), и еще пять пьес для домашних рождественских спектаклей. Интересно, кто в брежневские годы осмеливался на подобные постановки?..

Надо сказать, что Солодовников сильно рисковал. Его религиозный самиздат мог попасть "куда надо", и ему бы не поздоровилось – ведь антирелигиозные кампании продолжались. Но, видимо, Господь хранил поэта. Александр Александрович клал собственные стихи на музыку, и они становились духовными песнями. Один его "самиздатный" нотный сборник, увидевший свет в 1968 году, так и назывался: "Песни Александра Солодовникова". Какие-то смелые люди записывали песнопения поэта и композитора в его собственном исполнении на магнитофоны. Долгое время эти кассеты хранились втайне, как и тексты. В оставшиеся годы жизни Солодовникову удалось опубликовать считанные стихи для детей. Так что современным библиофилам из прижизненных изданий Солодовникова доступны только детские книжечки 1920-х – начала 1930-х годов и несколько текстов в еще дореволюционном сборнике "Предрассветное" выпущенном слушателями Московского Коммерческого института. Все остальные книги увидели свет уже без его участия.
 
16 ноября 1974 года поэт умер от тяжелого инсульта и был погребен на Ваганьковском кладбище. И лишь в 1988 году, в перестройку, наследием Солодовникова заинтересовался советский и российский поэт и исследователь русской поэзии Евгений Данилов. Он и начал публиковать стихи старшего коллеги в известных российских литературных журналах, таких, как "Новый мир" и "Наш современник". Также текстами Солодовникова интересовались издания религиозного толка: "Кормчий", "Духовный собеседник", "Вера, надежда, любовь". Посмертно вышли в свет и литературно-исторические очерки автора "Сокровища Введенских гор" и "Ваганьковские светильники". В 1998 году поклонники творчества выпустили аудиокассету Александра Солодовникова.

В 2006 году вышла книга "Александр Солодовников. Я не устану славить Бога" на основе его "самиздата", сопровожденная биографическим очерком и воспоминаниями о поэте, в 2007 году – книга "Александр Солодовников. Стихотворения", а в 2010-м – издание "Александр Солодовников. В светлом саду христианства", которая пока считается самым полным собранием его сочинений. К этой книге прилагается мультимедийный диск с аудиозаписями песен в авторском исполнении. Так что написанное Солодовниковым оказалось, наконец, доступно широкому кругу. Говорят, что сегодня его стихи – непременные участники всех антологий православной поэзии.

Стихотворение, которым наш портал отмечает Пасху, написано Солодовниковым явно в советские годы, на фоне материалистической парадигмы. Он говорит о том, что в условиях безверия и запрета на религиозные обряды и грамотность люди утратили понимание, как встречать и чествовать духовные праздники, но само стремление к этому в них сохранилось. На Пасху не полагается ходить на кладбище. У праздника Воскресения другая идеология: он посвящен вечной жизни, а не поминанию усопших. Но советские граждане посещают кладбища в светлый праздник, потому что Воскресение понимают как возможность вновь увидеться с теми, кого любили: "…и чает встречи / С заветным сонмом милых лиц". И такие искренние порывы радуют художника слова, он не порицает религиозную непросвещенность, а радуется, что "голос сердца не задушишь". А так как мы – прямые потомки тех самых советских граждан, героев стихотворения Солодовникова, этот текст остается актуальным и для нас. С праздником!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Толковая стрелкотня"
ПФКИ объявил о старте юбилейного 15-го грантового конкурса
III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть