Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Катерина Кабанова: луч света или торжество отчаяния? Читая "Грозу".

Специально для "Ревизора.ru" к 200-летию со дня рождения А.Н. Островского.

Постер к советскому фильму "Гроза" 1933 года. Фото: Кинопоиск.ру
Постер к советскому фильму "Гроза" 1933 года. Фото: Кинопоиск.ру

12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения классика российской и мировой драматургии – Александра Островского. В честь этой даты Елена Севрюгина, поэт, критик, эссеист, автор "Ревизора.ru", написала специально для нашего портала эссе, основанное на реальных событиях: как разбирала со своими учениками "главную" пьесу Островского. К сожалению, "Гроза" осталась в сознании широкого читателя набором мемов – не в последнюю очередь "благодаря" механистическому препарированию на уроках литературы. Предлагаем почтить память классика взглядом на его наследие с другой стороны. Как выяснилось, это совсем не сложно.

Изучение классиков в школе – задача сверхсложная, порой даже непосильная. Причём не только для неопытных школьников, но и для самого учителя.
  
Вспоминаю себя юной практиканткой на заре педагогической карьеры. Тула. Пушкинский лицей. Мой любимый десятый класс, в котором как будто специально собрались все "бунтари", не любящие прописных истин, готовых ответов на вопросы, шаблонов и банальностей. Саша Гребельский, Дима Зайцев, Сережа Ульвис, Оля Ефименко… Вы уже – мои единомышленники, но как мне важно не разочаровать вас именно сегодня, сейчас – на уроке, посвященном одному из самых хрестоматийных произведений русской литературы – драме Островского "Гроза".  Говорим о Катерине Кабановой – и как говорим! Так, что глянцевый хрестоматийный образ в одночасье разбивается  на куски… Хорошо это или плохо? Не знаю, но горящие глаза, море рук, не показная заинтересованность в происходящем говорят мне о том, что я на верном пути.

Сегодня мы "посягнули на святое" и позволили себе усомниться в абсолютной правоте Добролюбова, назвавшего Катерину лучом света в темном царстве. Рискнули доказать, что не все так просто и однозначно.

Монолог Катерины. Фото из открытых источников. 
  
Удалась ли нам эта непростая задача? Может быть, отчасти. Но вот своего рода стенограмма нашего диалога, в котором чувства и мысли учеников и учителя совпали, и живая не затасканная идея, которая так необходима на каждом уроке литературы, однозначно победила "темное царство" общепринятых канонов изучения хрестоматийных произведений.

– О чём  "Гроза" Островского?  Что именно  хотел донести до нас автор? Можно ли назвать пьесу революционной, как считал Добролюбов?

– "Гроза" Островского – это история о том, как темные мертвенные порядки сгубили живую душу,  а совсем не о том, как несчастная обездоленная девушка решилась пойти против системы.

Постер к фильму "Гроза" 1977 года. 

– Луч – это светоч. Была ли Катерина светочем?

– Нет! Светоч – это источник разума; а все поступки героини лишены логики, продиктованы сиюминутным настроением и обусловлены импульсивностью Катерины. Она боится божьего гнева за грех прелюбодеяния.  Вспомнить хотя бы сцену грозы, которую можно считать кульминацией пьесы. Катерина, повинуясь настроению безумной барыни, падает на колени, кричит: "Ад" Ад! Геенна огненная!". Потом вымаливает прощения у Тихона и его матери за свои прегрешения. Но при этом, спустя время,  ее нимало не заботит, какое наказание ее может ожидать за еще более страшный грех – грех самоубийства. Где же тут логика и здравый смысл?

– Катерина – луч надежды?

– Нет! Надежда в сердце русского, православного человека чаще всего связана с верой. А в героине нет веры – есть только суеверие. В сущности, мечтания Катерины, в которых "храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса", немногим отличаются от наивно-бытовых представлений странницы Феклуши, в которых одно из высочайших достижений человеческого разума – паровоз – предстаёт в виде запряжённого огненного змия,  намекающего на грядущий апокалипсис. Тоже ведь фантазия, и тоже весьма далёкая от церковных канонов. Добролюбов, размышляя о поступке Катерины, приводит библейскую аналогию: "Ее погибель – это осуществленная песнь плена вавилонского: играйте и пойте нам песни сионские, говорили иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины". Но в героине нет практически ничего христианского. Она, по сути своей, язычница, в которой чувственность побеждает все строгие церковные каноны. Она живёт инстинктами, следует голосу чувства, а не разума.


Кадр из советского фильма "Гроза" 1977 года. 

– Смерть Катерины – протест?

– Да ничего подобного! Ее душа нуждается в любви. Любовь – ее единственный бог, за отсутствием которого и жить не стоит. Не брось Катерину Борис – возможно, и продолжала бы героиня жить дальше, и лгать, возможно, научилась бы, и приспосабливаться. Есть отдушина и место, где естественные порывы могут в полной мере проявиться. А, стало быть, с остальным можно и смириться. Если в каждом жесте отчаяния брошенной женщины видеть протест, то, значит, у нас – толпы протестующих. А если вспомнить последний предсмертный монолог Катерины, то можно, подобно опытному психологу, сделать вывод, что героиня находилась в состоянии эмоционального аффекта. Её речь бессвязна – мысли путаются, сбиваются с одной на другую, по сути, это поток ничем не контролируемых эмоций, речь человека, находящегося на грани безумия: "Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – всё равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая...". Какой уж тут протест?  Тут полное бессилие – если только бессилие само по себе не рассматривать как форму протеста.

– Изменится ли жизнь обитателей темного царства после смерти Катерины?

– Да с чего бы это? Всколыхнется на мгновение темное болото – и все вернется на круги своя. "Хорошо тебе, Катерина, а я-то зачем остался жить на свете, да мучиться?" – стенает Тихон. Добролюбов упрекает героя в бесхарактерности и неспособности на сильный поступок, подобный поступку Катерины. Это самоубийство-то сильный поступок? Ну, покончил с собой, ушел из жизни - расписался в своей беспомощности, мысленно сказал всему темному царству: "Живите и процветайте". Потому что более никого не останется.

Кажется,  история Островского не о том, как впечатлительная, эмоциональная женщина рискнула пойти на протест существующему укладу жизни, а о том, к каким последствиям этот уклад может привести.
  
Смерть Катерины рождает еще более гнетущее чувство безысходности. "Гроза" Островского, так же, как и "Плаха" Чингиза Айтматова – это бесконечно открытый вопрос, адресованный себе и читателю. Что сделать, чтобы подобное не повторялось? Как избежать трагических последствий несовершенного устройства общества, в котором властвуют Дикие и Кабановы?..
 
Звонок прозвенел. Урок окончен. Но я знаю абсолютно точно – зерно посеяно, всходы будут, а значит, всё не напрасно. А значит, наш диалог будет длиться и дальше – через года к новым поколениям читателей. Потому что в большой литературе никогда не бывает окончательных ответов на вопросы – оттого она и неисчерпаемый источник духовной и жизненной мудрости.

Кадр из фильма "Гроза" 2019 года. Фото: Кинопоиск.ру 
 
От редакции: утверждение Елены Севрюгиной, что интерес к драме Островского будет пронесен через годы, доказывается уже тем, что в 2019 году режиссер Григорий Константинопольский поставил новую экранизацию пьесы, снова под названием "Гроза", перенеся ее действие в наши дни. В его сюжете Катерина работает официанткой в ресторане своей свекрови Кабанихи, расположенном в небольшом провинциальном городе Калинове. Слабовольный муж Тихон любит Катерину, но не решается перечить матери и всегда принимает её сторону. Катерина влюбляется в Бориса, племянника мэра города, и неожиданно обнаруживает, что чувства взаимны…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть