XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Людмила Петрушевская – вчера и сегодня

Специально для "Ревизора.ru".

Людмила Петрушевская. Фото из открытых источников.
Людмила Петрушевская. Фото из открытых источников.

Людмила Стефановна Петрушевская – поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений, – сегодня, 26 мая, празднует свой 85-й день рождения. Наши поздравления!

Детство без мамы
 
Родилась Людмила Петрушевская в Москве 26 мая 1938 года, в семье двух студентов. Отца звали Стефан Петрушевский, он был по образованию философ, изучал научный атеизм и марксистско-ленинскую этику, получил степень доктора философии. Мама – Валентина Яковлева работала в должности редактора. Детство девочки пришлось на годы войны, поэтому было полуголодным и полным лишений. Она попала в эвакуацию, переезжала от одних родственников к другим, оказалась в детском доме в Уфе. Как потом вспоминала сама писательница, ей приходилось воровать селедочные головы из помойного ведра соседей, чтобы утолить голод. С мамой девочка встретилась, когда ей было девять лет, а до этого находилась под опекой деда.
 
В самом начале 20-го века семья Петрушевских (в числе предков которых были лингвист-кавказовед Николай Федоров, создатель письменности для ряда кавказских языков в ранние советские годы, и профессиональные революционеры Вегеры) завели традицию – устраивали домашние спектакли. Воспитанная в том же духе Людочка даже не думала, что когда-то будет литератором, она собиралась связать свою жизнь со сценой, мечтала стать оперной певицей.
 
Так как читать ее не учили, девочка просто листала газеты и именно по ним выучила азбуку. Когда начала читать, то делала это тайком от деда, учила стихи наизусть, а потом выдавала целые цитаты.
 
После Победы Людмила снова оказалась в Москве, окончила школу и стала студенткой МГУ имени Ломоносова. Она выбрала журналистику.
 
Долгий путь в литературу
 
Писать Людмила начала еще в студенческие годы. Тогда это были сценарии, по которым проходили творческие вечера в вузе, и шуточные стишки. Однако заниматься всерьез литераторством она и не думала. Ее первый рассказ под названием "Через поля" был напечатан только в 1972 году, в ленинградском журнале "Аврора". Потом был долгий перерыв, и следующее свое произведение она напечатала во второй половине 80-х.
 
Людмила продолжала плодотворно работать, она писала массу пьес, рассказов, стихов, но все они отправлялись в стол. Их не публиковали. Редакции отвергали рассказы и пьесы, повествующие о "теневых сторонах жизни".
 
Петрушевская писала в самых разных жанрах. К примеру, книга "Пуськи бятые" напоминала невинный детский лепет, а "Истории из моей собственной жизни" представляли собой роман-автобиографию. Жесткость и неприглядность реализма писательница показывает в своей книге "Время ночь". В "Нас украли" сюжет строится не на подмене детишек, как может показаться с первого взгляда, это итог размышлений о том, что "наверху" есть кто-то, создающий правила, которым вынуждены подчиняться "низы".
 
В 90-х годах прошлого века Петрушевская начала писать для детей. Так появились книги "Волшебные очки", "Сказка о часах", "Анна и Мария", "Матушка-капуста" и многие другие.
 
Людмила Петрушевская – вчера и сегодня
 
В настоящее время Людмила Стефановна сотрудничает со Студией ручного труда, где работает над созданием анимационных лент. Она написала произведения ""Улисс: ехали-приехали", "Беседы К.Иванова"
 
В издательстве "Альпина.Проза" вышла книга "Черное пальто. Страшные случаи", в которой собраны лучшие мистические истории классика современной литературы Людмилы Петрушевской. Многие знают писательницу как ироничного автора мрачных сказок про перестройку, но сфера деятельности Людмилы Стефановны куда шире этих представлений: она также певица, танцовщица, директор кабаре, мультипликатор, сценарист, шляпный мастер и художница. Мы хотели бы поделиться с читателями некоторыми любопытными фактами о ней.

Фото из открытых источников.
 
- При рождении Людмиле Петрушевской дали имя Долорес в честь испанской коммунистки Долорес Ибаррури, которая, по рассказам мамы Людмилы Стефановны, склонилась над ее коляской возле Дома Советов. До 16 лет писательница носила фамилию матери — Яковлева. В юности она переживала, что дети дразнили ее за необычное имя. Петрушевская стала скрывать его, представляясь Люсей. В подростковом возрасте она, наконец, уговорила мать сменить имя. Так Долорес Яковлева стала Людмилой Петрушевской.
 
- Первая серьезная публикация — сборник рассказов "Бессмертная любовь" — вышла, когда Петрушевской было 50 лет. Тираж в 30 тысяч экземпляров раскупили за два дня. Этот феномен объясняется тем, что писательница уже была известна благодаря самиздату.
 
- Петрушевскую приняли в Союз писателей СССР в 1977 году, хотя на тот момент у нее не было издано ни одной книги. Позже, в перестройку, она написала письмо Михаилу Горбачеву с просьбой дать возможность опубликоваться, на что получила ответ: "У нас очередь мертвецов лет на десять". Твардовский, редактор "Нового мира", который первым напечатал рассказы "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор" Солженицына, решительно отказался публиковать ее рассказы: "Талантливо, но уж больно мрачно. Нельзя ли посветлей?" Ее литературным проводником стал Виктор Ильин, секретарь Союза писателей и сотрудник НКВД, через которого проходил весь самиздат. Он помог Петрушевской опубликовать первые произведения.
 
Несмотря на "взрослый" возраст, Людмила Петрушевская поет, пишет картины, делает шляпы, шьет шемизетки, рисует мультфильмы и танцует чечетку. В 2005 году она основала театр "Кабаре одного автора", в котором выступает с зарубежными хитами прошлых лет в собственном переводе. Тем, кто хочет послушать лучшие песни Петрушевской, советуем альбом "Не привыкай к дождю".
 
Но главную роль, как признается Людмила Стефановна, в ее жизни играет живопись. Она продает картины и жертвует заработанные деньги в благотворительную организацию "Росток".
 
В преддверии юбилея "Литературная газета" опубликовала материал многообещающего молодого критика Ивана Родионова о Людмиле Петрушевской. Безусловно, этот автор, так долго шедший к читателю – незаурядное литературное явление. Это очевидно даже тем, кто не любит или не признает эстетику абсурда. Да и не из одного абсурда состоит богатое наследие Петрушевской…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть