Стиляги из XIII века
17 января 2025
Песня на стихотворение Виктора Слипенчука, созданная искусственным интеллектом
17 января 2025
Москва. VI Международный фестиваль искусств Юрия Башмета
16 января 2025
II Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава
16 января 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Михаил Коршунов из 5-го "Ю" класса

Исполнилось сто лет со дня рождения советского детского писателя.

Михаил Коршунов. Фото: Википедия
Михаил Коршунов. Фото: Википедия

Немногие сегодня, боюсь, вспомнят имя Михаила Коршунова. Меж тем в Советском Союзе книги этого автора о школе и конкретно о развеселом 5-м "Ю" классе были очень популярны. Сегодня, в день столетия со дня рождения Михаила Павловича, "Ревизор.ru" публикует памятный материал о нем.

Михаил Коршунов происходил не из простого народа. На 19 ноября 1924 года, на момент рождения отпрыска, семья жила в пригороде Симферополя, а ее глава Павел Семёнович был заместителем наркома земледелия Крымской АССР. Через пять лет Павла Коршунова перевели в Москву на должность инструктора Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Он получил квартиру в Москве в знаменитом Доме на набережной, где обитала вся московская элита. Оттого Михаил с детства был дружен с писателем Юрием Трифоновым – сыном профессионального революционера и жителем того же Дома. Мальчики сблизились в 19-й школе им. Белинского на Софийской набережной, где учились.

Павлу Семёновичу удалось пережить пору Большого террора без потерь. В 1938 году он стал председателем "Интуриста". Во время войны старший Коршунов трудился на военном заводе и участвовал в обороне столицы. Тогда как семью его эвакуировали. Юный Михаил в роковом 1941-м был девятиклассником. В 1942 году Коршунов окончил 10-ый класс и попросился добровольцем в действующую армию, но его на фронт не взяли. Юноша поступил в Харьковское военно-авиационное училище и продолжил обучение в Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии. В 1945 году Михаила Коршунова приказом перевели в Институт международных отношений. Все же у детей ответственных работников в СССР были совсем другие "социальные лифты", нежели у сыновей техничек… Интересно, что учеба "на летчика" никак не отразилась в прозе Коршунова. Меж тем решение заняться литературой он принял еще в молодые годы. И стал действенно стремиться к его реализации.

Параллельно с учебой в МГИМО Михаил ходил  на лекции в Литературном институте имени А. М. Горького, так как уже писал короткие рассказы и желал, чтобы их анализировали. И вместо того, чтобы строить дипломатическую карьеру в 1947 году Коршунов перешел из МГИМО в Литературный институт на первый послевоенный курс, который потом назвали "лейтенантским", и откуда вышли многие корифеи советской прозы и поэзии. Михаил попал на семинар Константина Паустовского – и сразу понял, каким счастьем это было для него и для товарищей по семинару. "Почти все наши были с ранениями, контузиями, много пережившие, убивавшие сами и посылавшие на смерть других. <...> Константин Георгиевич это понимал. К себе в семинар он мог принять по одной-двум фразам. Человек притащил ему, скажем, толстую-претолстую рукопись, а в ней "мусору"!.. А Паустовский вдруг различит в этой груде "золотую пылинку..." – писал он впоследствии в воспоминаниях. Знаменитый писатель давал рекомендации начинающим литераторам осторожно, деликатно, но по делу. К слову, именно Паустовский убедил Коршунова в том, что лучше ему писать для детей. Ведь первые рассказы Михаила, вышедшие в 1948 году в альманахе "Молодая гвардия" и журнале "Молодой колхозник", были обыкновенными, "взрослыми". Но Константин Георгиевич разглядел в них потенциал писания для детей. Как известно, это надо делать так же, как и для взрослых, только лучше. Когда Коршунов стал сочинять для ребят, ребята это оценили.

С 1953 года Михаил Павлович сотрудничал с журналом "Мурзилка", по публикации в котором его рассказы и нашли первую постоянную читательскую аудиторию. Также печатался в журналах "Пионер", "Костер", "Юность". В 1953 году вышел в свет первый сборник рассказов для детей "Ясные криницы". Годом позже – книга "Дом в Черемушках". Это добрая и смешная история, как дядя с племянником летом отдыхали на даче. Повесть была написана по собственным воспоминаниям. Вообще, Коршунов не чурался в книгах использовать личные впечатления и наблюдения. В зрелости Михаил Павлович много путешествовал по стране и отовсюду привозил блокноты с заметками, потом ложащимися в рассказы. Также его герои ходили в геологические экспедиции, работали на высокогорных станциях, путешествовали по белорусским лесам. В его книгах часто "происходили" реальные эпизоды из жизни. Читатели это любили.


Фото книг: Библиотека семейного чтения - филиал №3 г. Рязани, страница ВКонтакте

В 1956 году Михаил Коршунов вступил в Союз писателей СССР – и у него пошли издания книг как из пулемета. Подряд вышли сборники рассказов "Красные каштаны", "Пёс малыш", "Лепестки красного огня". В начале 1960-х годов Коршунов собрал книгу из текстов, отданных ранее детским журналам: "Мухоморовы шляпы", "В зимнем городе", "Клетчатое чучело", "Когда замерзли дожди".

А знаменитый "5-Ю класс" появился в 1968 году в книге повестей "Школьная вселенная". Эти сочинения резко отличались от привычного дискурса советских писателей, обращающихся к школьному бытию. В них не было слащавости, дидактизма, наставительности. Достаточно сказать, что литера класса "Ю" была взята не только потому, что такого класса не могло быть ни в одной в советской школе. Формально литеры присваиваются по количеству классов в учебном потоке – мол, чем больше учеников, тем больше букв задействовано. А фактически лучшая в мире школа подчинялась строгим иерархическим правилам. Во-первых, для детей "избранных" существовали особые школы – и уж Михаилу ли Коршунову, ребенку из Дома на набережной, было об этом не знать?.. Во-вторых, даже в рядовых общеобразовательных школах в класс "А" собирали детей "чистой публики", важных и полезных родителей, в класс "Б" – чад родителей попроще и далее по нисходящей. По этой логике, в классе "Ю" должны были учиться сплошные маргиналы.



Нет, ребята из "Школьной вселенной" Коршунова не маргиналы. Они просто подростки со всеми сложностями взросления, межличностных отношений и непоколебимой тягой к шалостям, плавно переходящим в хулиганства. Центральные персонажи повестей – близнецы Стаська и Славка. Они так похожи, что, дабы не путать, Славку обрили налысо. Это сделала не кто иная, как родная мама. В результате Стаська слывет красавцем и сердцеедом, а Славка – замухрышкой. Вот и исток всех конфликтов. В одной из историй Славка наставил двойки в классный журнал всем девчонкам – поклонницам брата. Стаська не остался в долгу и нарисовал колы приятелям Славки. А потом весь пятый "Ю" временно объединился, чтобы с фонарями искать по книжным развалам города новый классный журнал…

Тему "5-Ю" писатель продолжил в сборнике "Трагический иероглиф", заглавной в котором была одноимённая повесть. Содержание ее соответствует названию: противостояние братьев ширится, формируются уже едва ли не группировки, сторонники Славки тоже бреются наголо… Это уже не детские игры, а социальное поведение в миниатюре. Но стоило Стаське тоже сбрить свою роскошную шевелюру, как класс оказался в недоумении: а из-за чего мы воевали-то?.. К сожалению, во взрослой жизни проблемы самореализации и создания "своих" кланов так просто не решаются…

Но нельзя не признать, что далеко за "красную линию" писатель Коршунов не заходил. Он продергивал некоторых педагогов и использовал простой бесхитростный язык с некоторыми канцеляризмами, намекая на "казенность" учебного процесса. Но он не мог показать школу в совсем уж неприглядном виде. Потому преподаватели у него в массе своей были симпатичными людьми, а школа в целом – неплохим местечком. Но чтобы не было совсем уж скучно, порой Коршунов допускал в повествования фантастические элементы в духе магического реализма. Например, однажды в школу с "5-Ю" приехал… настоящий ковбой на настоящей лошади. Пообщался с ребятами и взял у Темы Новикова взаймы рубль, чтобы поесть и накормить скотину. А потом Тема получил почтовый перевод на рубль без обратного адреса… Как хотите, так и толкуйте. Например, что долги надо возвращать, даже если они сделаны в иных мирах.



Итак, Коршунов написал уйму рассказов и повестей для младших школьников и подростков: "Наша компания", "Друзья и знакомые", "В зимнем городе", "Журавлиная геометрия", "Девять возвращений", "Крабий тупик", "Детские секреты". В 1972 году в издательстве "Детская литература" вышел его роман "Бульвар под ливнем", который через несколько лет экранизировали под названием "Концерт для двух скрипок". Вообще, по его произведениям были сняты художественные фильмы и диафильмы – устаревшая уже разновидность слайд-шоу с титрами. Серию диапозитивов, неподвижные картинки, собирали в короткометражный фильм из 20–50 кадров. Кадры меняли вручную. Для просмотра был предназначен специальный домашний прибор – фильмоскоп. У меня такой был. Фильмоскоп и диафильмы отлично заменяли школьникам 1980-х дефицит детского кино на тогдашнем телевидении… Нет, картин снималось много, но шли они по телевидению в строго предназначенные часы, так как работало всего четыре общесоветских канала, и попросту скрасить свой досуг просмотром любимого мультика было из области невозможного. Если у тебя не имелось фильмоскопа, конечно.

Михаил Коршунов часто поднимал в своей прозе тему выбора профессии. Он прекрасно знал, что у тех, кто не из Дома на набережной, с этим могут быть проблемы. Рабочие профессии, несмотря на декларированную гегемонию рабочего класса и колхозного крестьянства в СССР, считались презренными. В каждой школе имелась завуч с халой на затылке, которая орала непослушным подросткам: "В ПТУ пойдете, дебилы!.." Коршунов не рисовал таких антипедагогов, но о том, что нет греха ни в какой профессии (не имеются в виду криминальные), написал романы "Подростки", "Требуется дворник", "Воскресный день".


Кадр из фильма "Концрт для двух скрипок". 

Сам Сергей Михалков высоко ценил творчество Коршунова. И не только он. В 1974 и 1982 годах писатель получал премии Госкомиздата РСФСР за лучшую детскую книгу.
 
Михаил Павлович не ограничивался художественной прозой. Он писал для периодики очерки о героях своего времени – от участников Великой Отечественной войны до ученых или рабочих. А в конце 1980-х годов Коршунов стал писать для взрослых. То ли выросли все герои "Школьной вселенной"; то ли время диктовало более серьезные и политизированные темы. Еще в 1985 году, на заре перестройки, писатель опубликовал роман "Автограф" о судьбе и месте в обществе творческой личности. И вместе с женой, Викторией Романовной Тереховой, Коршунов, наконец, написал книги об отчем доме (Доме на набережной): в 1995 году – "Тайна тайн московских", в 2002 году – "Тайны и легенды Дома на набережной". Они одними из первых открыли массовому читателю секреты обиталища первых лиц СССР (ведь знаменитая одноименная книга Юрия Трифонова – скорее, беллетризованные заметки об истории собственной семьи, чем рассказ о жизни в Доме изнутри). В 1990 году Коршунов выпустил сборник новелл "Мальчишник", посвященный А. Пушкину и М. Лермонтову.

Михаил Павлович Коршунов умер 15 августа 2003 года в Москве, где и похоронен. Говорят, что его книги и сегодня переиздаются. Но, каюсь, я их не видела на прилавках… А жаль. Ведь тема взросления и прохождения через школу актуальна во все времена. И произведения Коршунова – это действительно качественная детская проза. Тексты с таким "знаком качества" не устаревают, как бы время ни менялось.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Стиляги из XIII века
Песня на стихотворение Виктора Слипенчука, созданная искусственным интеллектом
Москва. VI Международный фестиваль искусств Юрия Башмета

В Москве

Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Минкультуры России наградило лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры
Фестиваль "Школьная Классика" - расписание спектаклей в Москве
Новости литературы
Российский книжный союз озвучил планы к 80-летию Победы
Вчера 17:53
Принимаются заявки на поэтическую премию MyPrize 2025
Вчера 15:51
Молодые и взрослые авторы приглашаются к участию в конкурсе гражданской лирики имени Некрасова
14 января 16:36
Скончался русский поэт Станислав Красовицкий, он же отец Стефан
10 января 14:20
Объявлен короткий список Премии имени Первого Главного редактора "Литературной газеты" Антона Дельвига "За Верность Слову и Отечеству" 2024 года.
9 января 21:58
В Минске умерла поэтесса из плеяды шестидесятников Светлана Евсеева
9 января 15:06
Издательский дом "Ъ" перезапускает журнал "Коммерсантъ-Weekend"
30 декабря 17:25
Имя рязанского поэта-фронтовика Бориса Жаворонкова присвоили областной детской библиотеке
30 декабря 15:33
В Красноярске вышел спецвыпуск киножурнала "Енисейский меридиан" к столетию Виктора Астафьева
27 декабря 18:59
ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть