Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Молодые критики перешли все границы

В московской библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова состоялся вечер участников критических семинаров проекта "Путь в литературу".

Выступление Арины Буковской. Все фото в статье Виктории Лебедевой.
Выступление Арины Буковской. Все фото в статье Виктории Лебедевой.

Творческая встреча в Голубой гостиной библиотеки имени Боголюбова входила в серию публичных мероприятий участников проекта "Путь в литературу", реализованного с помощью Фонда президентских грантов в 2018 и 2019 годах в подмосковном Ершове.

Помимо встреч с аудиторией "по жанрам", то есть поэтов, прозаиков и критиков, в этом цикле своеобразных "отчетных" мероприятий молодых писателей будут также презентации книг поэтов, изданных при поддержке Фонда президентских грантов. А уже завтра, 28 февраля, в Малом зале ЦДЛ состоится презентация специального номера журнала Союза писателей Москвы "Кольцо А", выпущенного по итогам семинаров 2019 года, с материалами многих участников обучающей акции.

Вечер критиков назывался "Критики без границ". Публичные творческие вечера критиков – большая редкость: этот аналитический жанр сложно приспособить для сцены. Однако для подлинных талантов нет ничего невозможного, и это символизировало название встречи. Большинство критиков, как правило, работают и в жанрах художественной литературы. Но и сама критика, заявила на открытии встречи ведущая семинара и вечера Валерия Пустовая, является не "обслуживающим" и несамостоятельным жанром литературы, а весомым словом в искусстве. Всем выступающим была предоставлена возможность прочитать свои стихи и прозу. Также обязательным условием "игры" было ответить публике на вопрос, кто они, "критик и…", и выразить свои пожелания к этому жанру. Подразумевалось, что вносить благие изменения в литературно-критический процесс придется самим молодым критикам в ходе своей профессиональной деятельности.  

На встрече высказывались участники и мастера семинара критики проекта "Путь в литературу" Дмитрий Бак, Валерия Пустовая, Олег Демидов, Екатерина Агеева, Александр Евсюков, Арина Буковская, Алла Войская и автор этих строк. Критики продемонстрировали широкий спектр "попутных" специальностей. Так, Екатерина Агеева учится в Школе литературного мастерства Майи Кучерской при Высшей школе экономике на направлении прозы, но "для души" предпочитает писать стихи, которыми и поделилась. В прошлом декабре Екатерина участвовала в семинаре критики в Ершове, но призналась, что "критик" для себя считает слишком серьезным словом, предпочитает представляться как поэт. Она пожелала больше литературных конкурсов для критиков с конкретными требованиями, чего ждут от конкурсантов. Требование справедливое, если учесть "здесь и сейчас" происходящие изменения жанра.

Алла Войская и Екатерина Агеева. 

Александр Евсюков шутливо назвал себя "профессиональным дилетантом", имея в виду огромный разброс своих жизненных занятий – от археологии до участия в тушении пожаров 2010 года. Автор признался, что ему было бы скучно 10 лет подряд заниматься одним и тем же делом – но к литературе это не относится, потому что примерно такой срок Александр пишет в основном малую прозу – рассказы, очерки, эссе, в том числе и на опыте пережитого. Два рассказа, один на соловецком материале, где писатель также бывал в экспедициях, он и зачитал. К слову, Александр явно поскромничал и умолчал о еще одном своем умении – декламировать собственные тексты. Он читает выразительно, практически как артист. И критикой занимается, может быть, не так активно, как прозой, но постоянно. А также Александр Евсюков входил в число учредителей литературной премии "Антоновка 40+".

Алла Войская также выступила как прозаик, зачитав отрывок из рассказа. И высказала важную мысль о современной критике. По сути, она отразила сегодняшнее представление об этом жанре, сказав о двух его направлениях: обзорная критика, ревью, граничащее с рекламой, либо же "завеса толстожурнальной критики, которая не подступаема". Чтобы создать третью возможность, Алла с друзьями создали собственный литературно-критический проект в Сети под названием "Скала".

Валерия Пустовая озвучила эссе из новой книге "Ода радости" – о "непримиримых противоречиях" полов в таком важном деле, как воспитание ребенка, и о том, насколько близки друг другу люди, связанные, казалось бы, этими противоречиями. Критика для Валерии – образ жизни; может ли быть иначе у одного из самых известных и авторитетных ныне представителей этого жанра? Критика – это не только рефлексия, но и труд, работа познания, отклик на другого.

Литературоведы Дмитрий Бак и Олег Демидов выступили со стихами, что характерно, тоже литературоведческими. Демидов "оживил" в стихах Бродского, Набокова, Леонида Губанова и рассказал мистический случай, которому стал свидетелем. Сейчас Олег Демидов работает над книгой о Леониде Губанове. В ходе подготовки к написанию они с соавтором посетили могилу поэта – и увидели своими глазами, как под дождем на его памятнике проступили белый крест и слово "поэт". Этому факту литературовед не может найти реального объяснения. Но его пожелания к жанру, напротив, отличались сугубой материальностью: критика, точнее, критики нуждаются в деньгах, за их труд надо давать достойные гонорары, тогда и новые Белинские не замедлят.

Чего ждет от критики директор Государственного литературного музея им. В.И. Даля Дмитрий Бак, он рассказал "Ревизору.ru" в интервью, которое появится на портале на днях.

Олег Демидов (на дальнем плане) и Дмитрий Бак. 

И, пожалуй, самым ярким открытием вечера стало выступление Арины Буковской. Она сказала, что не работает ни в каком "смежном" жанре, будет говорить о книгах как литературный журналист и критик – и зачитала обзор двух новых зарубежных детективов. Зал единодушно признал, что книжные обзоры, вопреки распространенному убеждению, со сцены звучат захватывающе. Арина Буковская рекомендовала к прочтению новый детектив известного французского автора Жана-Кристофа Гранже "Последняя охота" и книгу шведского прозаика Микаэля Ниеми "Сварить медведя". Ниеми еще мало известен в России – вышла только вторая его книга на русском языке. По мнению молодого критика, с творчеством этого автора стоит знакомиться.

Фоторепортаж вечера вела его организатор, куратор проектов "Путь в литературу" Виктория Лебедева, детский поэт, прозаик, редактор. В целом уникальный опыт явления "критиков на сцене" можно считать удавшимся и, как говорится, дай Бог, не последним.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть