Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Начало "Большому стилю" положено

Специально для "Ревизора.ru".

Открытие конференции. Ведущий Андрей Тимофеев. Все фото предоставлены организаторами конференции.
Открытие конференции. Ведущий Андрей Тимофеев. Все фото предоставлены организаторами конференции.

С 4 по 7 сентября в Москве проходила первая Всероссийская научно-практическая конференция литературных критиков и литературоведов "Большой стиль". Громкое название оправдано целями и задачами конференции. По сути, речь шла о формировании нового облика современной российской литературы. На правах участника конференции расскажу об уже сделанных в этом направлении шагах.

Напомню, что Всероссийская научно-практическая конференция литературных критиков и литературоведов "Большой стиль" была вписана в рамки Национальной литературной премии "Слово". Отсюда и размах мероприятия: события премии развивались параллельно на нескольких площадках. Презентация премии и конференции состоялась 4 сентября на Московской международной книжной ярмарке в "Экспоцентре", и здесь же позже прошли занятия с молодыми авторами под эгидой секции "Молодой Пушкин".

Большая тройка

Работа конференции делилась на три крупные секции: "Большой стиль: теория литературы и современный литературный процесс" (чистое литературоведение); "Современная русская литература: основные тенденции и имена" (уклон в критику); "Молодой Пушкин: литература как средство развития целостной личности" (литературная педагогика). Я работала во второй и не имела физической возможности следить за работой прочих секций. Но, судя по отзывам коллег, дебютный опыт встречи такого масштаба и такого количества участников прошел на удивление слаженно, и каждая секция могла похвастаться своими результатами.


Занятия секции "Молодой Пушкин". 

Согласно анонсам, научно-практическая конференция "Большой стиль" созывала литературных критиков и литературоведов в целях исследования современного литпроцесса и его ценностных тенденций, а также определения социальной роли критики в новое время и новых условиях. По факту же обильнее был представлен  литературоведческий цех: филологи, преподаватели столичных и региональных вузов, авторы исследований и монографий как в области текущей литературы, так и классики. Многие гости конференции были делегатами от региональных организаций Союза писателей России, а также из регионов Новороссии – ДНР, ЛНР и т.д.

Сугубо критическую страту представляли только несколько участников "Лаборатории критического субъективизма", проекта коллективного обсуждения ярких и характерных произведений актуальной прозы, которому уже несколько лет. Но чуть ли не единственным критиком-докладчиком в секции "Современная русская литература: основные тенденции и имена" оказалась автор этих строк. Так как хорошо знакомые "Ревизору.ru" писатели Михаил Гундарин и и.о. главного редактора журнала "Сибирские огни" Михаил Хлебников исполняли функции членов экспертного совета и не столько высказывались сами, сколько оценивали чужие выступления.


Слева направо: модератор дискуссии Елена Иванова, Михаил Гундарин, Михаил Хлебников. 

Участник "Лаборатории", прозаик и критик Александр Евсюков подготовил презентацию о Михаиле Тарковском для серии презентаций "Лучший современный писатель". Модератор "Лаборатории", кандидат филологических наук Анна Жучкова, работающая сейчас над докторской диссертацией, в своем пленарном докладе объединила критику с литературоведением и представила новый формат художественной литературы "метамодерн". В остальном же пленарное заседание оставило впечатление почтенного академического литературоведения. Да и в общей программе конференции литературоведение доминировало над критикой – и тем уместнее прозвучал доклад автора этих строк в дискуссии "Современная критика в контексте актуальных вызовов времени", до которого я дойду своим чередом.


Глава СП России Николай Иванов и Анна Жучкова. 

Реплики и рефлексия  

Большинство мероприятий конференции было сосредоточено в стенах Московского государственного института культуры в Химках, а круглый стол по художественному переводу прошел в Литературном институте им. А.М. Горького.  Пленарное заседание состоялось в Большом зале Центрального дома литераторов в Москве. И даже гостиница SatellinMoscow, где проживали иногородние участники конференции, выступила местом проведения очень интересного массового круглого стола "Какой должна быть современная литературная премия".


Пленарное заседание. 

Я впервые видела круглый стол с едва ли не сотней участников. Нас рассадили за действительно круглые столы командами по шесть-семь человек во главе с модераторами и предложили коллективно сформулировать тезисы по трем основным вопросам. Первым был "Проблемы современной литературы". Предполагалось, что участники назовут изъяны именно премиального процесса, так как дискуссия в целом была посвящена формату премии "Слово" – как сделать её отличной от других литературных наград, авторитетной, весомой и влияющей на литературную жизнь. Но человек предполагает, а Бог располагает – и, разумеется, собравшиеся не ограничились литературными наградами, а набросали огромное количество замечаний: от отсутствия статуса профессии писателя до общего кризиса культуры, в том числе и книжной. Среди нас были и издатели, отчего разговор закономерно затронул и сложности издательского дела в современных условиях. Иными словами, когда модераторы всех столов озвучили реплики всех участников дискуссии, великая русская литература предстала единой грандиозной проблемой. Чтобы уравновесить это  видение, в следующем вопросе нам предложили назвать признаки условно идеального литпроцесса – и ответы показали, что пессимистичные взгляды выражать заведомо легче, чем оптимистичные. Все мы не понаслышке знакомы с проблемами литпроцесса; но немногие способны представить себе идеальный, но при этом работающий литпроцесс. Красной нитью через требования к идеальной литературной жизни проходили запросы финансирования со стороны государства – от конкретных творческих проектов до всей социальной сферы, связанной с литературой (статус писателя как профессия, зарплата, пенсия, гонорары и т.п.). Затронули и воспитание новых поколений литераторов, предложили три стадии становления: ученик, магистр и мастер.


Круглый стол. 

Последний же вопрос – "Какой должна быть премия "Слово", чтобы решить проблемы литпроцесса?" – вызвал бурю эмоций и предложений, порой опять далеких от изначальной темы. Конечно, сама по себе премия не способна решить социальные и экономические проблемы литературной страты. Но речь шла, как многим захотелось верить, о преобразовании литературной жизни в сторону большей эффективности и большей весомости в государстве. Но если литераторы надеются на поддержку государства – то и оно имеет право спрашивать с них. Эта мысль тоже витала не только над нашим круглым столом, но и над всей научно-практической конференцией.

Надо отметить, что программа конференции подразумевала "отзеркаливание" практически каждого мероприятия экспертами или участниками конференции. Например, 6 сентября во МГИКе завершила "Рефлексивная секция "Обсудим в кулуарах", во время которой каждый желающий мог "выставить оценку" рабочему дню, начать полемику с докладом кого-то из коллег, в общем, так или иначе "отрефлексировать". Да и в подавляющем большинстве мероприятий участвовали эксперты – члены экспертного совета премии или иные приглашенные специалисты, которые тут же давали "обратную связь". Благодаря такому построению программы, ни минуты времени, отведенного на конференцию "Большой стиль", не прошло даром.

Критика – это не "чего изволите"

Мой доклад на встрече "Современная критика в контексте актуальных вызовов времени" назывался "Смыслы и цели существования литературной критики в текущем российском литпроцессе" и укладывался в русло направления "Взаимодействие критика с авторами и аудиторией". В нем перечислялись "смыслы и цели", которые приписывает критике литературное сообщество, чаще всего неверно. Доклад был о проблеме понимания сути и задач критики, по сути – о множественных и постоянных попытках принизить её роль, свести к "обслуживанию" литературного процесса и даже конкретных авторов. Я говорила о том, что начинать влияние критики на литпроцесс надо с формирования ее собственного авторитета, и призывала, не откладывая в долгий ящик, начинать "пассивную реморализацию", как выражались братья Стругацкие в "Сказке о Тройке". А именно: не стоит стесняться объяснять ни широкой общественности, ни академическим литературным кругам, что критика – не вспомогательный род деятельности, а самостоятельный жанр искусства, что она работает "на историю", фиксируя для наших потомков те или иные книги и то, как современники их прочитывали. И что каждый работник литературного процесса априори достоин уважения, тем паче – активно и постоянно действующий критик. Здесь было бы уместно привести фразу академика Владимира Ивановича Новикова, аллюзию к чеховской "Каштанке": "Литературовед супротив критика – что плотник супротив столяра". Но, по закону ехидства, я вспомнила эти слова, уже сойдя с трибуны.   


Доклад Елены Сафроновой 

Разница между критикой и литературоведением состоит не столько в компетенциях "служителей" того или иного жанра, сколько в целеполагании их деятельности. Критика транслирует отзыв о художественном произведении в общество "здесь и сейчас", истолковывая его смыслы и заложенные в него ценности и интерпретируя значительность данного текста для текущего момента. Тем самым количество критических реакций говорит о степени "прочитанности" произведения в момент его появления на свет. Литературоведение же занимается исследованием художественного текста, и до недавних пор считалось, что это делается вне связи с социумом. На самом деле литература не может и не должна быть оторвана от общества и от ведущих тенденций социальной жизни – таков, по сути, был основной посыл всей конференции. Поэтому доклады многих литературоведов отличались едва ли не большей полемичностью и идеологизацией, чем сообщения критиков.

Однако – "мамы разные нужны, мамы всякие важны". На литературоведение возложена сегодня особая задача, которую уже не может решить критика в силу временных рамок своего "реагирования". Для критического отзыва книга двухлетней давности уже "устарела". А вот для литературоведческого анализа – в самый раз. Литературоведам, прозвучало на конференции, предстоит найти в недалеком или даже отдаленном прошлом книги, "прозеванные" критикой и большой наукой, не заслужившие широкой известности, но соответствующие по духу и букве современным требованиям к художественной прозе, которые во многом оказываются близки ценностям "Русского мира" – и потому достойные "раскрутки" сейчас. Процесс этот, безусловно, будет долгим и объемным. Но литературный и театральный критик и литературовед Вячеслав Лютый (Воронеж), можно сказать, положил ему начало, назвав один недооцененный в момент выхода роман – "Заполье" Петра Краснова, автора из Оренбуржья. Это книга о современной жизни, о медиасфере, о попытках создания в провинциальном городе патриотической газеты, которая обретает успех, но находит и ярых противников. А по гамбургскому счету – это роман о том, насколько расплывчаты идеологические критерии и нравственные постулаты у современного россиянина и о том, возможно ли сформулировать для нас новые "скрижали", подобные тем, что во время оно принес Моисей с горы Синай.


Критик Вячеслав Лютый (слева) и писатель Владимир Крупин. 

Лучшие, современные

Во многом конференция и была преамбулой к выработке таких критериев. Это явственно выразилось в серии презентаций "Лучший современный писатель", в ходе которой участники должны были представить наиболее значительных, на их взгляд, авторов, а заодно выработать критерии писательской значительности. Критерии в итоге сформулировали эксперты в преддверии презентаций. Они таковы:

- Новаторство эстетических решений, эквивалентность текста современному этапу развития литературы и языка;

- Достоверность, объемность и завершенность художественного мира. Субъектно-объектная полноценность, аксиологическая многозначность, органическое соотношение частей и целого;

- Коммуникация с читателем. Эффективность воздействия на воспринимающее сознание; семантическая многозначность, свобода интерпретаций;

- Актуальность, выражение духа времени и народа;

- Популярность.


Презентация "Лучший современный писатель". 

Критерии нуждались в обсуждении и даже истолковании, потому что язык академического литературоведения не всякий способен понять и применить к конкретным предметам. Некоторые постулаты вызвали споры, например, в части популярности как эталон таковой совершенно справедливо была упомянута массовая литература. Но в конечном итоге надо же с чего-то начинать – и эти признаки сочли базовыми для определения "ценности" писателя, однако признали, что в перспективе они будут уточняться. После каждого доклада слушатели в зале голосовали за писателей-фигурантов. Простая арифметика, подсчет числа проголосовавших, символизировала писательскую значимость. Сложился следующий топ:

Сергей Лукьяненко – 5;

Михаил Тарковский – 9;

Дмитрий Данилов – 4; 

Александр Проханов – 8;

Алла Горбунова – 2;

Александр Сегень – 8;

Леонид Юзефович – 7;

Александр Пелевин – 6;

Алексей Варламов – 6;

Роман Сенчин – 1;

Шамиль Идиатуллин – 4;

Андрей Пиценко – 5;

Захар Прилепин – 10;

Владимир Крупин - 11 (может быть, шквалу голосов способствовало то, что в этот день писатель отмечал свой 83-й день рождения).

Как видим, у аудитории конференции в явном фаворе находятся писатели патриотического и героического направления. Однако один из основных спикеров конференции, Алексей Татаринов, доктор филологических наук, профессор КубГУ, не раз говорил о том, что читать и изучать стоит всех современных авторов, в том числе и стоящих на иных позициях. Порой это нужно, чтобы понимать "поэтику врага", как выразился ученый.


Алексей Татаринов. 

К слову, конференция открыла и ввела в оборот еще два имени – писательницы из Иркутска Валентины Сидоренко, автора исторических романов из серии "Сибириада", умершей в феврале этого года, и Елены Заславской из Луганска, поэтессы, автора текстов песен, в том числе ставшей практически хитом "Едут, едут БТРы". О них обеих подготовили доклады для секции "Лучший современный писатель". Но в ходе прений было решено, что "рейтинг" должен быть составлен для авторов прозы из условного мейнстрима. Поэтому поэтов (хотя прозвучал доклад о Марии Ватутиной), авторов региональной известности и тем более умерших литераторов вывели за рамки этой иерархии. А для меня имя Андрея Пиценко стало открытием. Несмотря на растущую популярность этого автора, я до сих пор его не читала и даже о нем не слышала.

Хорошие планы

О конференции можно рассказывать бесконечно, однако я хочу подвести итог, упомянув два конкретных результата её работы. В последний день на базе секции "Современная русская литература: основные тенденции и имена" были выработаны проект всероссийского сугубо литературно-критического журнала и проект учебника по современной литературе.

Участников секции попросили разделиться на две группы "по зову сердца": кто будет обсуждать журнал, а кто учебник. Люди, связанные со СМИ, и я в том числе, направились думать о печатной критической площадке. Придумали каркас нового "толстого" литературного журнала: выходит раз в месяц, публикует рецензии по числу дней в месяце (!), обзоры, проблемные статьи, интервью с писателями либо критиками – и никакой прозы, никаких стихов!.. Распространяется по подписке, ориентируется на библиотеки и учреждения культуры. Долго и любовно выбирали ему название – и так и не определились между семью вариантами, среди которых были "Крик", "Зоил", "Критикан", "Критикон", "Большая критика" и даже "Станционный смотритель". Оставили выбор названия до лучших времен – до тех, когда замысел получит финансирование и станет реальностью. А если не получит, то и заголовок журналу не потребуется…


Синий зал МГИК - место работы секции "Современная русская литература: основные тенденции и имена"

Институтские преподаватели остались обсуждать учебник современной литературы. Думаю, им было сложнее, чем журналистам. Первым делом предстояло решить, на какую аудиторию ориентировать этот учебник – и, приняв во внимание такие "родимые пятна" сегодняшней школы, оставшиеся от прошлых поколений, что не читают не только дети, но и педагоги (одним не хватает тяги, другим времени, а порой и интереса тоже), коллеги постановили готовить учебник вузовского формата. Хотя и это неправильно, если принять во внимание крылатую фразу "Все начинается с детства". Вот почему нельзя не признать, что создание учебника современной литературы будет делом очень хлопотным. А с другой стороны – оно назрело.

Надеюсь, что конференция "Большой стиль" оправдает свое определение "научно-практическая", и наши теоретизирования станут реальными и практическими делами во благо большой российской литературы! 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть