Из всех посвящённых
С.А. Есенину поэтических строк самые точные и пронзительные принадлежат
Николаю Рубцову: "Вёрсты все потрясённой земли, все земные святыни и узы словно б нервной системой вошли в своенравность есенинской музы". И это не случайно: говоря об истоках творчества рязанца по рождению Есенина, вологодский поэт поведал и о собственных истоках. "Узловая завязь природы с сущностью человека" как важнейшая особенность творчества объединяет наследие обоих художников.
Многие самые заветные размышления, самые тонкие душевные состояния оба поэта, следуя собственной органике и фольклорным традициям, передавали через образы природы. Не являются исключением и произведения, которые рассматриваются в данной статье.
Стихотворение Есенина "Не жалею, не зову, не плачу" (1921) и "Ночь на родине" (1967) Рубцова объединяет и общий жанр (философская лирика), и общая тема (светлая печаль воспоминаний о милом прошлом и смирение перед тревожным будущим), и общая задумчивая прощальная интонация.
Фото из открытых источников.
Лирические герои наедине с миром и, предчувствуя будущее, обращаются к прошлому. Таким образом, настоящее для них будто "миг между прошлым и будущим" (как сказал в культовом стихотворении, ставшем песней, поэт Леонид Дербенёв); в стихотворениях сопрягаются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. В обоих произведениях лирический герой вначале обращается к настоящему (градация "Не жалею, не зову, не плачу" у Есенина, метафора "спокойные кругом ложатся тени" у Рубцова). Но потом времена "смешиваются" (и в прямом смысле – времена глаголов), лирические герои обоих произведений обращаются то к будущему, то к прошлому, причём прошлое отрадно, а будущее мрачно.
Былое невозвратно, и эта потеря врачуется в стихотворениях единением поэта и мира. У обоих художников слова подводящий итоги жизненного пути герой растворён в окружающем мире: лирический герой Есенина, с его "буйством глаз и половодьем чувств", "увяданья золотом охваченный"; у Рубцова тихая печаль овладевает душой, "как лунный свет овладевает миром". В обоих произведениях образ родины с её необъятными просторами подчёркивает одиночество лирического героя.
Есенинский парафраз "страна берёзового ситца" символичен и афористичен. В этой "стране" ему дорого всё живое, всё, "что душу облекает в плоть" ("Мы теперь уходим понемногу…"), всё, "что пришло процвесть и умереть". Её образ с увяданьем золота, медью кленовых листьев сливается с портретом лирического героя ("в волосах есть золото и медь", как он признавался в стихах "В Хороссане есть такие двери"), для которого наступает осенний, заключительный период жизни, помогает принять свою участь со смирением. Ведь жизнь души человека у Есенина строится по тем же законам, что и жизнь природы, ей тоже присущи расцвет и увядание. И это убеждение примиряет поэта с судьбой.
Стихотворение Рубцова начинается со спокойного образа тихой малой родины: "Высокий дуб, глубокая вода", и дальше мы встречаем её будничные приметы: "здесь крыши сёл не слыхивали грома", "не встрепенётся ветер у пруда". Лирический герой стремится обрести покой, побыть с собой наедине, заглянуть к себе в душу. И ночь – это метафора его тихой печали, которая "овладевает миром".
Фото из открытых источников.
Причину печали передаёт контраст "Вернулся я – былое не вернется". Эта строка Рубцова с однокоренными глаголами прошедшего и будущего времени делит стихотворение композиционно на две части: до неё внимание лирического героя обращено на внешний мир, после – на своё душевное состояние.
А в душе его тревожные предчувствия, которые подчёркивает троекратный повтор "и тихо так, как будто никогда", укрупняя масштаб переживаний, переводя их из быта в бытие. Этому способствуют и перекликающиеся строки "природа здесь не знала потрясений" - "уже не будет в жизни потрясений", "спокойные кругом ложатся тени" - "и так спокойно двигаются тени". Повторами выражены сильные, глубинные чувства – в этом сказывается сдержанность, некоторая рассудочность лирики Рубцова. Есенин же эмоционален, его душа распахнута. Контраст между прошлым и будущим у него выражен красочными весенними ("всё пройдёт, как с белых яблонь дым", "буйство глаз и половодье чувств", "словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне") и осенними ("увяданья золотом охваченный", "тихо льётся с клёнов листьев медь") образами. Силу чувств лирического героя подчёркивают риторические фигуры – обращение, восклицание, вопрос, а также интонация – частая замена хорея пиррихием (стопой из двух безударных слогов).
Так, наблюдая за тем, как в схожих ситуациях выражены схожие чувства лирических героев Есенина и Рубцова, обращаешь внимание на различия их художественных методов.
И, пожалуй, в прямом смысле самое яркое из них – различие в зрительных образах. Известно, что Есенин широко использовал цветопись, которая у него полна глубокого смысла, для Рубцова же характерна светопись. В стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу" яркими красками создаётся картина судьбы, особенно символичен образ весны и юности – розового коня.
Рубцов же светописью – ночь, тени, лунный свет - рисует образ души, её тихой печали, её хрупкого равновесия. Контраст света и тьмы придаёт его переживаниям особый драматизм, даже трагичность, которую спокойные интонации стихотворения только усиливают. Возможно, светопись – следствие его бесприютного, военного, сиротского детства. Есенин же провозглашал себя певцом "страны берёзового ситца", где у него был родительский дом.
И всё же, несмотря на разницу характеров, биографий, творческой манеры обоих поэтов, времени, в которое они жили, у них была одна "нервная система", одна "жгучая связь" с родной землёй, которая и спасала их, когда они ощущали свою потерянность между прошлым и будущим.