"Ножницы". Убийство на глазах многочисленных свидетелей.
16 сентября 2024
"Чехов. Вишневый садъ. Нет слов!". Студия Театрального искусства. Режиссер Сергей Женовач.
16 сентября 2024
Будущие мастера оперной сцены
16 сентября 2024
Кукла по имени Лариса
16 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Между прошлым и будущим

Специально для "Ревизора.ru" к Есенинским дням.

Фото: teatrsemya.ru
Фото: teatrsemya.ru

Педагог и журналист Ольга Пономарева провела сопоставительный анализ стихотворений поэтов, принадлежащих разным эпохам: С.А. Есенина "Не жалею, не зову, не плачу" и Н.М. Рубцова "Ночь на родине". Несмотря на годы и километры, разделявшие авторов физически, в их творчестве много общего.

Из всех посвящённых С.А. Есенину поэтических строк самые точные и пронзительные принадлежат Николаю Рубцову: "Вёрсты все потрясённой земли, все земные святыни и узы словно б нервной системой вошли в своенравность есенинской музы". И это не случайно: говоря об истоках творчества рязанца по рождению Есенина, вологодский поэт поведал и о собственных истоках. "Узловая завязь природы с сущностью человека" как важнейшая особенность творчества объединяет наследие обоих художников.

Многие самые заветные размышления, самые тонкие душевные состояния оба поэта, следуя собственной органике и фольклорным традициям, передавали через образы природы. Не являются исключением и произведения, которые рассматриваются в данной статье.

Стихотворение Есенина "Не жалею, не зову, не плачу" (1921) и "Ночь на родине" (1967) Рубцова объединяет и общий жанр (философская лирика), и общая тема (светлая печаль воспоминаний о милом прошлом и смирение перед тревожным будущим), и общая задумчивая прощальная интонация.


Фото из открытых источников. 

Лирические герои наедине с миром и, предчувствуя будущее, обращаются к прошлому. Таким образом, настоящее для них будто "миг между прошлым и будущим" (как сказал в культовом стихотворении, ставшем песней, поэт Леонид Дербенёв); в стихотворениях сопрягаются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. В обоих произведениях лирический герой вначале обращается к настоящему (градация "Не жалею, не зову, не плачу" у Есенина, метафора "спокойные кругом ложатся тени" у Рубцова). Но потом времена "смешиваются" (и в прямом смысле – времена глаголов), лирические герои обоих произведений обращаются то к будущему, то к прошлому, причём прошлое отрадно, а будущее мрачно.

Былое невозвратно, и эта потеря врачуется в стихотворениях единением поэта и мира. У обоих художников слова подводящий итоги жизненного пути герой растворён в окружающем мире: лирический герой Есенина, с его "буйством глаз и половодьем чувств", "увяданья золотом охваченный"; у Рубцова тихая печаль овладевает душой, "как лунный свет овладевает миром". В обоих произведениях образ родины с её необъятными просторами подчёркивает одиночество лирического героя.

Есенинский парафраз "страна берёзового ситца" символичен и афористичен. В этой "стране" ему дорого всё живое, всё, "что душу облекает в плоть" ("Мы теперь уходим понемногу…"), всё, "что пришло процвесть и умереть". Её образ с увяданьем золота, медью кленовых листьев сливается с портретом лирического героя ("в волосах есть золото и медь", как он признавался в стихах "В Хороссане есть такие двери"), для которого наступает осенний, заключительный период жизни, помогает принять свою участь со смирением. Ведь жизнь души человека у Есенина строится по тем же законам, что и жизнь природы, ей тоже присущи расцвет и увядание. И это убеждение примиряет поэта с судьбой.
        
Стихотворение Рубцова начинается со спокойного образа тихой малой родины: "Высокий дуб, глубокая вода", и дальше мы встречаем её будничные приметы: "здесь крыши сёл не слыхивали грома", "не встрепенётся ветер у пруда". Лирический герой стремится обрести покой, побыть с собой наедине, заглянуть к себе в душу. И ночь – это метафора его тихой печали, которая "овладевает миром".


Фото из открытых источников. 

Причину печали передаёт контраст "Вернулся я – былое не вернется". Эта строка Рубцова с однокоренными глаголами прошедшего и будущего времени делит стихотворение композиционно на две части: до неё внимание лирического героя обращено на внешний мир, после – на своё душевное состояние.

А в душе его тревожные предчувствия, которые подчёркивает троекратный повтор "и тихо так, как будто никогда", укрупняя масштаб переживаний, переводя их из быта в бытие. Этому способствуют и перекликающиеся строки "природа здесь не знала потрясений" - "уже не будет в жизни потрясений", "спокойные кругом ложатся тени" - "и так спокойно двигаются тени". Повторами выражены сильные, глубинные чувства – в этом сказывается сдержанность, некоторая рассудочность лирики Рубцова. Есенин же эмоционален, его душа распахнута. Контраст между прошлым и будущим у него выражен красочными весенними ("всё пройдёт, как с белых яблонь дым", "буйство глаз и половодье чувств", "словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне") и осенними ("увяданья золотом охваченный", "тихо льётся с клёнов листьев медь") образами. Силу чувств лирического героя подчёркивают риторические фигуры – обращение, восклицание, вопрос, а также интонация – частая замена хорея пиррихием (стопой из двух безударных слогов).

Так, наблюдая за тем, как в схожих ситуациях выражены схожие чувства лирических героев Есенина и Рубцова, обращаешь внимание на различия их художественных методов.

И, пожалуй, в прямом смысле самое яркое из них – различие в зрительных образах. Известно, что Есенин широко использовал цветопись, которая у него полна глубокого смысла, для Рубцова же характерна светопись. В стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу" яркими красками создаётся картина судьбы, особенно символичен образ весны и юности – розового коня.

Рубцов же светописью – ночь, тени, лунный свет - рисует образ души, её тихой печали, её хрупкого равновесия. Контраст света и тьмы придаёт его переживаниям особый драматизм, даже трагичность, которую спокойные интонации стихотворения только усиливают. Возможно, светопись – следствие его бесприютного, военного, сиротского детства. Есенин же провозглашал себя певцом "страны берёзового ситца", где у него был родительский дом.

И всё же, несмотря на разницу характеров, биографий, творческой манеры обоих поэтов, времени, в которое они жили, у них была одна "нервная система", одна "жгучая связь" с родной землёй, которая и спасала их, когда они ощущали свою потерянность между прошлым и будущим.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Ножницы". Убийство на глазах многочисленных свидетелей.
"Чехов. Вишневый садъ. Нет слов!". Студия Театрального искусства. Режиссер Сергей Женовач.
Будущие мастера оперной сцены

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть