Два Мастера и Маргарита
22 октября 2024
Всероссийский театральный фестиваль ШКОЛЬНАЯ КЛАССИКА
22 октября 2024
Мюзикл "БЕСприДАНница" Юрия Лазаря в постановке Музыкально-драматического театра города Пушкино
20 октября 2024
У каждого из нас своя Алиса
20 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Тайны "Русского детектива"

Писатель Сергей Литвинов специально для "Ревизора.ru" – об итогах самой остросюжетной русской литературной премии современности.

Тайны "Русского детектива"
Тайны "Русского детектива"

Закончился четвертый сезон конкурса "Русский детектив". В минувшую субботу объявили итоги. Мне и сестре моей Анне Литвиновой предоставили честь и обузу: быть сопредседателями жюри.

Поделюсь краткими заметками — не о конкурсе, а о русском детективе, каким я его увидел сквозь призму конкурса. Разбор отдельных произведений, я надеюсь, последует.

Изначально в творческом состязании приняло участие 329 книг. Конечно, все их никто б не прочитал. Призы вручались в одиннадцати литературных номинациях — и еще в трех кино-. Для каждой номинации в шорт-лист отобрали по три вещи.

Отбирали вроде как читатели. На сайте LiveLib проголосовало почти шесть тысяч человек. НО. Если ты просто пробегал мимо, или тебя друзья попросили отдать свой голос за кого-то — он не учитывался. Чтобы тебя посчитали, надо быть активным и постоянным пользователем вышеупомянутого сайта. Можно спорить, насколько это справедливо, однако представить себе жюри, которое прочтет и оценит все три с лишним сотни книг, право, невозможно.

Даже все шорт-листы во всех позициях (их одиннадцать) отдельно взятому человеку прошерстить трудно. В итоге жюри разделило свои усилия, и лично я, к примеру, взялся прочесть пятнадцать произведений — что в итоге и выполнил.

Какие же, друзья, общие впечатления от современного российского детектива?
 
1.    Детектив — вообще эскапистский жанр. Его читают, чтобы отвлечься. Но нынче получается эскапизм вдвойне. Эскапизм в квадрате.

Действие практически всех романов, что я читал, происходит НЕ ЗДЕСЬ и НЕ СЕЙЧАС.

Вот примеры: Елена Бриолле (победитель в номинации "Детектив года") — Париж, перед первой мировой войной.

Лиза Лосева (победитель в номинации "Автор года"): провинция под Ростовом-на-Дону, год 1928-й.


Фото: giftsportal.ru

Александра Маринина, номинант: СССР, 1982-й.

Евгения Малинкина, номинант: отчасти в России, но не прямо сейчас, а в 2014 году, а также (опять-таки) перед первой мировой.

И только Дарья Донцова из числа основных номинантов (Автор года+ Детектив года) написала о сегодняшнем дне, но мир, который она строит в своих романах, всегда настолько яркий, озорной, привлекательный и симпатичный, что к обыденности за окном он имеет, как мне кажется, довольно косвенное отношение.

Тоже самое в других номинациях: в "документальном детективе" один автор рассматривает "перевал Дятлова" (1959 год), второй — выброс радиации (СССР, начало 80-х), третий— (опять-таки) предвоенные (1912 год) коллизии в Российской империи.

Похожее и в "Комиксе/графическом романе", но там вообще двое из трех номинантов — зарубежные, переводные.

И лишь в "Открытии года" один автор покусился на современность, да на политический триллер — правда, переименовав, от греха, страны, в которых действие происходит. А другая писательница повествовала о сегодняшнем дне, но сквозь густой флер мистики. Третья автор "увезла" своего героя в португальские заморские территории.

В итоге что получается? Из пятнадцати произведений действие "здесь и сейчас" происходит лишь в трех, и то каждое из них сдобрено густой тенью небывалости и невиданности.

А если учесть, что СНАЧАЛА шорт-листы определяли все-таки читатели, можно сделать вывод: и им, и авторам довольно неуютно живется в настоящее время и они с радостью осуществляют возможную через литературу "попытку к бегству".
 
2.    Детектив в России стал женским жанром.

Говорят, когда Александра Маринина начинала (чуть больше тридцати лет назад), издатели уговаривали ее "сменить пол" и взять мужской псевдоним. Родоначальница современного русского детектива, к ее чести, отказалась.  Потом, к концу девяностых, появились и Татьяна Полякова, и Дарья Донцова, и их книги стали прекрасно продаваться. Поэтому когда мы с Аней впервые постучались в издательство в 1998 году, нам сказали, наоборот: "Берите женский псевдоним!" Так мне пришлось на время "переменить гендер", и первые три наши книжки издавались под псевдонимом "Анна и Светлана Литвиновы", а на фото на обложке рядом с Аней красовалась моя жена.

А теперь в двух основных номинациях "Русского детектива" присутствуют одни только дамы. А всего в шорт-листах их — двадцать! (Некоторые пишут в соавторстве).

Не могу объяснить, почему такое происходит. Прекрасный пол более талантлив? Усидчив? Популярен у читателей (точнее, в основном, читательниц)? 

Если у вас есть догадки, почему такое творится — объясните мне, пожалуйста.
 
3.            Детектив в России сильно продвинулся по части стиля, атмосферы, героев. Пишут нынче далеко не тем языком милицейских протоколов, который был характерен в начальные девяностые. Главные (и второстепенные) персонажи ярко и любовно выписаны. Во многих вещах есть атмосфера, настроение. Особенно это характерно, например, для Лизы Лосевой, ставшей "автором года". Или даже для первой книги — в "дебюте года" для Ю. Шутовой.

Но вот что касается построения сюжета… Интриги… Того, чтобы все завязанные узелки были развязаны… Все движения героев объяснены… К этому многие стремятся, но выходит туговато.

Если я буду объяснять подробно — получится куча спойлеров. Поэтому просто поверьте на слово.

Говорить о том, что в смысле построения интриги кто-то затмил Ю Нёсбе или Майкла Коннелли, не приходится. 

Пожалуй, только Елена Бриолле в своем дебютном романе соорудила ложный финал, а потом второй ложный, а в конце ошарашила неожиданнейшей развязкой — за что жюри и вручило ей главный приз: "Детектив года".

Фото: livelib.ru

4. Жанр детектива размывается все больше. В самый популярный жанр в мире записывают и мистику, и юмор.

А иногда ни одна из работ в шорт-листе конкурса в заявленный поджанр просто не попадает. Как в "документальном детективе" два произведения из трех — классические детективы, как если бы в эту номинацию записали произведения про Фандорина. Вообще ничего документального, натуральнейший "фикшен"! А третья вещь (которой дали "гран-при" по принципу: "на безрыбье") — очень скучное (и невнятное) — зато действительно документальное! — повествование (о перевале Дятлова).
 
Таковы самые первые, беглые впечатления о конкурсе. Организован он был, кстати, на высшем уровне, и ни единожды я не ощутил никакого неудобства. И то, что в этот раз удалось сохранить интригу до самого конца, прибавило действу интереса и зрелищности.

В конце церемонии вручения дружно, хором объявили начало пятого сезона. Поэтому, надеюсь, "Русский детектив" усилит интерес к отечественным полицейским романам, триллерам и "тру-крайму". Мне было интересно прочесть моих российских коллег — надеюсь, читатели последуют по моим стопам, для того конкурс и затевался. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Два Мастера и Маргарита
Всероссийский театральный фестиваль ШКОЛЬНАЯ КЛАССИКА
История Призрака - не придуманные истории подвига Великой Отечественной Войны

В Москве

"Про кашку, кошку и молоко ": опера маленькая, но настоящая!
"Евразия - Кинофест". Международный фестиваль кино стран Евразии
"Зал Ожидания" в театре "Ателье"
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть