VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Проторенессанс Константина Кантетти

Специально для "Ревизора.ru".

Фото из личного архива Константина Кантетти предоставлены автором.
Фото из личного архива Константина Кантетти предоставлены автором.

Константин Кантетти – это легендарная Репинка, Академия Изящных Искусств во Флоренции и "Cinecita". Проекты с мэтрами Голливуда ("Ганнибал" реж. Ридли Скотт, "История рыцаря" реж. Брайан Хелгеленд), лауреатами российских кинопремий, легендами мира театра и "Haute Couture". Творческая биография Мастера отмечена различными жанрами искусства: от классической живописи и скульптуры до видео-арта, в том числе проектами в области театральной сценографии и кинематографе. Живописные работы Константина находятся в частных коллекциях России, Италии, Германии, Франции и других стран.

С художником мы встретились в его родном Владикавказе.
 
Константин, вы обучались в, пожалуй, лучших художественных школах мира,  ваши работы впечатляют более чем знаковым уровнем и масштабом. От биографических вопросов, честно говоря, удержаться абсолютно невозможно.  Если позволите, лейтмотивом классиков: в гранит одетая Нева, искрящаяся в волшебной dolce far niente Арно, меж увесистых громад разбегающийся брызгами Терек и "Новый Петербург", как называл Владикавказ Коста Хетагуров… Где находится та самая точка отсчета?
 
Такие вопросы всегда просты и сложны одновременно. Сколько себя помню, ещё с дошкольного возраста, постоянно был с карандашом, глиной, пластилином... Потом была художественная школа и уже более глубокое и осмысленное увлечение изобразительным творчеством и скульптурой. Затем Петербург, который я бесконечно люблю и по которому всегда скучаю, но в котором почему-то совершенно не могу долго находиться в силу какого-то угнетающего меня климатического влияния местных широт. Такой вот парадокс. Поэтому и была предпринята "попытка бегства" в мир солнечных красок. И, конечно, моя абсолютная любовь к этой странице истории искусства и литературы, поэзии Микеланджело, которым я зачитывался с детства. Город Флоренция, конечно, манил, являясь для меня своего рода Меккой всей эпохи Возрождения. Потом уже, в сознательном возрасте, логичным и естественным образом произошла переоценка личного отношения к искусству через определенную интроспекцию – осознанный уход за вдохновением в большей степени внутрь себя, нежели во внешние формы, в которых я искал его в годы юности.
 

"Реквием по Идальго". Константин Кантетти.
 
Все, как и предрекал Гиппократ: жизнь коротка, а путь искусства долог. И всё-таки Мастерство всегда передавалось из рук в руки в самом прямом смысле этого слова. Реально ли заменить непосредственное общение с Мастером и обучение под его руководством в процессе становления Художника в наш век дистанционного онлайн-познания?
 
На мой взгляд, в классическом и строго академическом подходе к обучению разного рода материям изобразительных искусств роль наставника и прямого общения с ним незаменима. Это однозначно. Может ли художник состояться без этого? Наверное, может, но это скорее исключение из правил и требует огромной самодисциплины, которой начинающие творцы, в силу темпераментности натуры, как правило, конечно, не отличаются. Каким бы, подчеркиваю, человек талантливым ни был. И в Санкт-Петербурге, и в Италии сами стены заведения имеют очень сильное влияние. Атмосфера, постоянный личный визуальный контакт с произведениями искусства, элементы пластики так или иначе впитываются и проходят сквозь ученика, обретая и трансформируясь в нем новыми формами уже его собственного мироощущения. В этом и есть смысл обучения. Так было всегда. И, конечно же, как боксёру ставят удары, так и Художнику необходимо поставить руку, что абсолютно невозможно без Наставника и прямой передачи накопленного им опыта.
 
Осталось ли место классике и академическому подходу в современном мире, где искусство, зачастую весьма далёкое от, мягко скажем, фешенебельности – это больше про шоу и сиюминутный эпатаж, что в большинстве своём вряд ли войдет в собрания музеев и галерей?
 
Здесь ситуация абсолютно аналогичная той, что происходит в современной экономике. Сравнение, конечно, немного грубое, но, как ни странно, пристально анализируя эти две, на первый взгляд, крайне далёкие друг от друга, истории – экономика и искусство, обнаруживаешь абсолютно идентичные процессы и тенденции. С одной стороны – Классика, которая представляет собой реальный сектор, питающий всё и вся, являясь основным культурным активом человечества. С другой -  всё остальное, которое, подобно финансовым секторам, подвержено всякого рода спекулятивным манипуляциям и активностям. Я не эксперт в арт-рынке, всё же это прерогатива критиков и искусствоведов, но востребованность классики всегда более или менее стабильна, подобно тому, как всегда востребовано золото и прочие драгоценные металлы на рынке инвестиций. Да, действительно, она не так на слуху в медиапространстве, лишена по сути своей элементов хайпа и не имеет той степени резонансности,  предоставляющей возможности "быстрых" денег, как для самого художника, так и для инвестора. Но классика прочно занимает свою нишу.
 
В более зрелом возрасте Константин вновь открыл для себя технику акварели, находя в ней чистоту особого рода, необузданность и, парадоксальным образом, строгость и медитативность. "Осенний Владикавказ". Константин Кантетти.
 
Реализм исчерпал себя окончательно и не отвечает больше на вызовы времени и запросы современного человека?
 
Тут необходимо определиться, что мы подразумеваем под этим термином. Если говорить об определении реализма в рамках классической терминологии искусствоведения, как о некоем течении в искусстве середины 19-го века — это одно. Если же рассматривать реализм в более широком значении и понимании, возможно, даже несколько обывательском, подразумевая академическую школу, то исчерпать он себя не может в принципе. Так же, как  исчерпать себя не может математика. И тут у нас открывается широкое поле для дискуссии, в чем-то даже философской, в отношении того, что есть реальность как таковая, по каким канонам она существует, чем и какими рамками ограничен художник и творец в своей индивидуальной интерпретации этой самой реальности. Здесь и начинается всё самое интересное, где между гениальностью и гротескным, скажем так, "безобразием" существует очень тонкая грань, пройти по которой и значит состояться как Мастер с большой буквы.
 
Край, подаривший мировой художественной сокровищнице такие великие имена, как Коста Хетагуров, Махарбек Туганов, Сосланбек Едзиев и многие другие. На слуху открытие дома Вахтангова, уникальная выставка в горах под открытым небом Владимира Соскиева, ведущий на Северном Кавказе литературный журнал "Дарьял", авторы которого в этом году стали финалистами Всероссийских Премий, Фестиваль современного искусства "Аланика". Какая она — культурная жизнь Осетии?
 
Осетия живёт насыщенной культурной жизнью. У нас всегда заполнены театры и концертные залы, открываются интересные галереи, как частные, так и под кураторством Министерства культуры. Например, филиал Пушкинского музея, который находится во Владикавказе — это целое научно-исследовательское арт-пространство со своей галерей, где на регулярной основе проводятся разного рода симпозиумы, в том числе упомянутая Вами "Аланика", ставшая уже традиционной. Отрадно, что общественность как города, так и республики активно вовлечена во все эти процессы. Жизнь кипит. Исторически сложившееся наслоение и переплетение очень многих и очень разных социально-культурных аспектов, гармонично сочетающихся друг с другом на протяжении всей истории города Владикавказа, и определили, в конечном итоге, ментальность нашего города и горожан в хорошем смысле слова — космополитичностью, открытостью ко всему новому при строгом соблюдении и приверженности традициям. Абсолютное отсутствие какой-то вычурной эклектики в культурном плане. Явление достаточно уникальное, и не без гордости могу подтвердить, что Владикавказ является мультикультурной столицей всего Северного Кавказа.
 
"Осенний вечер в Мамисоне". Константин Кантетти.
  
Значит, если вернуться к началу нашей беседы, "точкой отсчёта" всегда был родной Владикавказ?
 
Как человек, побывавший и повидавший много городов больших и малых, часто подолгу в них задерживаясь и работая, не могу не сказать, что Владикавказ – идеальное место для творческого человека. Это город, лишённый суеты, однако никоим образом не ставший по своему духу провинциальным или уездным.

Нежная, временами романтичная Мады Хох (в переводе с осетинского Мать-гора, в просторечии называемая "Столовой горой"), по-отечески суровый Казбек и ведущий от него свои истоки Терек, которые видны практически из любой точки города, задают свой неповторимый ритм и особое умонастроение жителям Владикавказа. Здесь так называемый "мир горный" сосуществует и взаимодействует с "миром дольным", хотя зачастую непримиримо конфликтуя друг с другом. И этот конфликт тоже часть вышеупомянутого взаимодействия, пробуждающего столь необходимую творческому человеку энергию и пассионарность в широком смысле слова.

В этой связи на ум приходят два, на первый взгляд, взаимопротиворечащих тезиса Гегеля и Маркса о том, что бытие определяется сознанием и о том, что бытие определяет сознание. По сути, это и есть две стороны единой ментальной парадигмы Владикавказа и его обитателей. Возможно, я немного утрирую, но дух нашего города сейчас напоминает чем-то дух Флоренции эпохи Проторенессанса Треченто, насколько, конечно, их можно сравнивать с нашего временного отрезка.
 
В прошлом году Республика праздновала 1100-летие Крещения Алании, а Владикавказ совсем скоро будет встречать 240-летний юбилей.
 
Наше уникальное историческое наследие мы можем рассматривать, начиная с бронзового века, удивительной по своей самобытности и изяществу Кобанской культуры, а затем и периода Аланского Царства, артефакты которого по сей день находят археологи на всей территории республики Алания, включая и сам город Владикавказ. Например, совсем недавно на одной из окраин города при закладке фундамента новой телевизионной башни были обнаружены остатки древней цитадели Аланского городища, датируемого концом 1-го века нашей эры. Причём, по всем признакам, это не просто поселение, а полноценный город с развитой металлургией и другими отраслями инфраструктуры. Поэтому, конечно, Владикавказ гораздо старше. По сути, каждый уже относительно современный "кирпич", в которых постоянно находят различные атрибуты древней эпохи, несёт в себе в прямом и переносном смысле эманацию наших предков и той древней культуры, которая здесь существовала, и которую, я надеюсь, нам всем ещё предстоит открыть заново и заново осмыслить.

Порою случается, что история и прямая историческая память определённого этноса в силу обстоятельств, войн и других катаклизмов может оборваться. Тем не менее, эта культура продолжает жить и проявлять себя. Великий Шёлковый Путь,  Древняя Алания, удивительный Нартовский Эпос, Крещение Алании, затем печально известное нашествие Тамерлана и годы безвременья и забвения, как я их для себя характеризую, для нашего народа и, наконец, вхождение в состав Российской империи и, конечно, эпоха СССР – вот, собственно и есть та многообразная мозаика, из которой состоит наш город и наша Республика.
 
В одном из своих интервью вы сказали, что вам как художнику особенно близка творческая реализация в области кинематографического искусства. Именно с ним и связан проект, над которым вы сейчас работаете?
 
Чистая правда. Несмотря на мою любовь к творчеству в области театрального искусства, с моей стороны было бы лукавством не признаться в том, что мне как художнику всё же ближе кинематограф. Для меня самого в этом тоже есть некий парадокс, возможно в определенной степени субъективный, но визуально-эмоциональная составляющая, отыгранная и запечатленная в кинокадре в квинтэссенции своего напряжения, воспринимается мной более живо и насыщенно, нежели вживую с театральной сцены.
 
Новый проект довольно сложно с твердой уверенностью отнести к какому-либо из жанров. Назовем его пока что Теле-новеллой с определёнными элементами перформанса, где зритель сможет погрузиться в философское осмысление и перекличку времён посредством и через знаковые персонажи, оставившие свой неизгладимый след в истории нашего города.

Место действия – Владикавказ. Город славится своими осенними сумеречными туманами, в которых обыденная суета и всё лишнее уходит на второй план, а в этой холодной дымке временно растворяется грань между Прошлым и Настоящим. На данный момент, наверное, сказать более не могу, иначе этот небольшой анонс рискует стать одним большим спойлером. Но я очень надеюсь, что уже в скором времени мы сможем порадовать и зрителей и самих себя результатом этой работы, который, уверен – не разочарует.
 
Сумеречные туманы Владикавказа, полные загадочных тайн, находят своё отражение не только в живописных работах Мастера. "Туманы Старого города" Константин Кантетти.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть