Д.И. Сушкова, Эрн.Ф. Тютчева и Е.Ф. Тютчева на балконе дома в Варварине, где жил И.С. Аксаков в период своей ссылки. О.А. Петерсон. Фото предоставлено ГМИРЛИ им. Даля.
Несмотря на то, что в заглавии проекта упомянут один лишь Александр Сергеевич, экспозиция будет приурочена сразу к трем юбилейным датам: уже упомянутому 225-летию А.С. Пушкина, 220-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева и 200-летию со дня рождения И.С. Аксакова. Её смысловую структуру создатели предполагают обосновать на значимые для ХIХ века категории национальной истории, народности и веры и раскрытии их в творчестве каждого из этих классиков.
Известно, что творческие и жизненные пути Пушкина, Тютчева и Аксакова неоднократно пересекались. Организаторы выставки намерены иллюстрировать эти биографические факты "сведением" троих писателей в рамках единого экспозиционного пространства, чтобы породить новый ракурс взгляда на их литературное и идейное наследие и жизненные дороги. Для создания впечатления задействованы аутентичные живописные и графические портреты и фотографии писателей, их рукописи, письма, личные вещи и другие артефакты.
Для примера: Фёдор Тютчев завоевал первое солидное признание после публикации его стихов в пушкинском журнале "Современник" в 1836 году. Годом позже Фёдор Иванович написал отклик на смерть Пушкина, заключительные строки которого: "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!" – стали воистину крылатой фразой. Сергей Аксаков 43 года спустя, в 1880 году, этими же словами начал свою речь на открытии памятника Пушкина на Тверском бульваре в Москве. Его сын Иван Сергеевич Аксаков был женат на Анне Федоровне Тютчевой, дочери поэта, и взял на себя обязанности первого биографа своего выдающегося тестя.
В концепции выставки определяющей и объединяющей становится славянская тема. Экспозиция повествует о том, что во времена Пушкина началось пробуждение интереса к южнославянским этнокультурным традициям. А Фёдор Тютчев и Сергей Аксаков не только воспевали своей лирой славянское освободительное движение, но и примыкали к нему общественной и политической деятельностью.
Выставка проводит и такую тематическую линию, как "поэзия и служба", на опытах Пушкина, Тютчева, Аксакова. Это три абсолютно непохожие жизненные траектории. Пушкин бьётся за самостоятельность и независимость профессии литератора. Тютчев успешно разделяет сферы службы и поэзии и делает дипломатическую карьеру. К стихам он не относится как к занятию серьезному – что не мешает раскрыться его таланту и дальнейшему признанию автора в веках как великого русского поэта. А Сергей Аксаков после долгих попыток совместить поэзию и службу выбирает литературу, уходит в отставку и начинается издательское дело.
Завершает выставку раздел "Диалог поэтических миров". Это "овеществленная" перекличка трех поэтов в рамках излюбленных ими поэтических тем: "времена года", "море", "любовь", "бессонница", "безумие", "будущее".
Необходимо отметить, что выставка организуется под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России и состоит из целого ряда участников. Это Музей-заповедник "Мураново" имени Ф.И. Тютчева, Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник "Абрамцево", Музей-заповедник Ф.И. Тютчева
"Овстуг", Институт русской литературы РАН, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Российский государственный архив литературы и искусства, Российский национальный музей музыки, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино. Проект реализован при участии Фонда поддержки и развития детского образования Минзали Ишмуратовой.