Выставка "Художник слова" в Рязанском художественном музее
27 февраля 2024
"Леди Макбет Мценского уезда" на Камчатке
27 февраля 2024
Рассказ в рассказе. Театр на Юго-Западе. "Герой".
27 февраля 2024
"В каждом доме, друг, есть окно такое…"
27 февраля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Греческий сюжет" вскоре разыграется в усадьбе "Остафьево" – "Русский Парнас"

Выставка полностью называется "Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова".

Автор: Ревизор.ru
Фото афиши предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Архангельское".
Фото афиши предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Архангельское".

С 30 ноября 2023 по 27 февраля 2024 года в Государственном музее-заповеднике "Остафьево" – "Русский Парнас" (Москва, поселение Рязановское, с. Остафьево, ул. Троицкая, 1А) будет действовать выставка "Греческий сюжет. Страницы жизни и художественные коллекции князя Н.Б. Юсупова", совместно подготовленная государственным музеем-заповедником "Архангельское" и музеем-заповедником "Остафьево" - "Русский Парнас".

В экспозиции будет представлено более 200 предметов из художественных коллекций Архангельского, почти треть из которых демонстрируется впервые. Кураторы выставки уточняют: она не содержит собственно античных вещей, но в целом охватывает период XVI–XIX веков и опирается на произведения искусства и литературы XVIII столетия, связанные с сюжетами древнегреческой мифологии, истории и литературы. 

Разнообразные предметы и любопытные истории из жизни знаменитого владельца усадьбы "Архангельское" сложатся в замысловатый лабиринт. Чтобы получить к нему "ключ", необходимо побольше узнать о биографии и увлечениях Николая Борисовича Юсупова (1751–1831). Экспозиция позволит совершить воображаемое путешествие в прошлое и взглянуть на историю античной цивилизации "глазами" князя.

Интерес Н.Б. Юсупова к Древней Греции, ее языку и культуре проявился ещё в период обучения в Лейденском университете. Его компетенция восхищала ученых-эллинистов того времени. Благодаря вкусу, знаниям, богатству устроителя усадьбы Архангельское князя Н.Б. Юсупова и его потомков, классические образы искусства признанной колыбели европейской цивилизации – античности – появились и хранятся в России. Все они служат великолепными образцами для подражания. Античные сюжеты нашли свое воплощение в произведениях французских и итальянских художников XVIII века: Франсуа Лемуана "Аполлон, преследующий Дафну", Луи Гоффье "Орфей", Якопо Амигони "Вакх и Ариадна". Картина "Разрушение Трои" голландца Герарда де Лересса посвящена трагическому завершению легендарной Троянской войны, сказания о которой слагались древними греками еще до Гомера.  

В 1790-е годы князь занимал пост директора Императорского фарфорового завода, а позже открыл собственное фарфоровое заведение в Архангельском. Не удивительно, что его интерес к античной истории отразился в художественных поисках мастеров – тарелка "Юпитер и Юнона" представляет собой прекрасный образец росписи, выполненной в мастерской усадьбы. Примерно в это же время в коллекции князя появляются фарфоровые изделия Мейсена (бокал и блюдце "Юпитер, Юнона и Ио") и Венской мануфактуры (тарелка "Юпитер и Юнона") на эту же тему.

Скульптура была особым видом искусства для древних греков, главным художественным языком эпохи. Целая портретная галерея, выполненная с античных образцов в XVIII–XIX веков, составила значимое собрание князя Н.Б. Юсупова: бюсты Аполлона Бельведерского и Мельпомены, Гомера и Эврипида, торс Афродиты.


Портрет Н.Б. Юсупова. Фото: Википедия

Красота во всем окружала князя – ампирные подсвечники-кариатиды, мраморные вазы-амфоры, урны с бронзовыми ручками и гирляндами цветов, чаши, украшенные акантовыми листьями, изящные вазы-ароматницы. На выставке представлено редкое майоликовое блюдо из Урбино "Юпитер, поражающий гиганта молнией" XVI века.

Философские и эстетические представления античности легли в основу культуры средневековья и пышно расцвели в эпоху Ренессанса. Творения античного гения были признаны классикой, которые можно повторить, но превзойти невозможно. По сути, все ключевые идеи европейской культуры были высказаны и воплощены в античности. Горячий интерес Н.Б. Юсупова к литературе и философии Древней Греции нашел свое отражение в его уникальной по объему и значимости библиотеке. Князь не только свободно читал по-гречески, но и занимался аналитическим сравнением различных переводов "Илиады" Гомера, переписывался с ведущими учеными, такими как Л.К. Валькенар, встречался и читал древние рукописи с Ж.Б. Виллуазоном.

Во время своего первого путешествия по Европе Н.Б. Юсупов посещал различные библиотеки, где знакомился с их устройством, приобретал специальные руководства по организации книжных собраний и каталогов. В библиотеке князя хранился "Кабинет библиотеки св. Женевьевы" Клода дю Молине (1692), каталоги собрания рукописей библиотеки Московского Святейшего Синода и Синодальной типографии (1776, 1805) и др. Редчайший экспонат – каталог собственной библиотеки князя Юсупова, представленный на выставке, содержит сведения о 10859 книгах, распределенных по 16 тематическим разделам с указанием автора, названия, года, места издания и формата. Книги, посвященные нумизматике и путешествиям, архитектуре и искусствам, театру и истории, атласы, карты, чертежи – многие из них имеют владельческие пометки – показывают, насколько разносторонними были интересы князя Н.Б. Юсупова.

Логичным продолжением увлечения античностью стали коллекции слепков с резных камней, которые хранились в усадебной библиотеке князя. Среди них: "Дактилиотека Липперта", созданная между 1805–1817 годами дрезденским мастером Г.Б. Рабенштайном. Собрания слепков с резных камней (гемм) появились в XVIII веке и получили название "дактилиотека" (ларчик). Систематизированные коллекции слепков, снабженные специальными каталогами, служили прекрасным энциклопедическим пособием и уникальным наглядным материалом для изучения мифологии и искусства Древней Греции и Рима. Они были очень популярны среди коллекционеров античности как в Западной Европе, так и в России.

Всплеск интереса к античной истории не обошел стороной и Англию XVIII века. Именно там были выполнены два редких дубовых шкафа-серванта, украшенные знаменитым Дж. Веджвудом пластами из яшмовой массы с мифологическими сюжетами.

Подарком для любознательных посетителей станет возможность прочитать некоторые страницы демонстрируемых изданий. Для всех, кто хочет продолжить знакомство с памятниками древнегреческой культуры, подготовлены специальные печатные издания.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Выставка "Художник слова" в Рязанском художественном музее
"Леди Макбет Мценского уезда" на Камчатке
Рассказ в рассказе. Театр на Юго-Западе. "Герой".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть