Мещерская "Пизанская башня"
28 марта 2020
Вероника Тушнова: "Не отрекаются, любя"
27 марта 2020
Михеева и Антон Бильжо. Кино как женская профессия
27 марта 2020
Обращение российской театрально-концертной отрасли к государственной власти
27 марта 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

4 февраля 2020 10:45

Волны Мартено выплеснулись в Зарядье

"Турангалила-симфония" Мессиана из Франции через Екатеринбург

Фото: Елена Алексеева
Фото: Елена Алексеева

Уральский симфонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса представил "Турангалила-симфонию" Оливье Мессиана московской публике. Французские исполнители Натали Форже (инструмент "волны Мартено") и Роже Мюраро (фортепиано) солировали в необычном опусе французского композитора. В концерте прозвучала Вторая сюита из музыки к балету "Дафнис и Хлоя" также французского автора Мориса Равеля.

Французскую музыку и французских солистов выбрал главный дирижер Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс для гастролей своего коллектива в обе российские столицы. Накануне Санкт-Петербург принимал артистов с Урала. Теперь московский зал "Зарядье" предоставил им свою большую сцену. Программу концерта открывала сюита "Дафнис и Хлоя". Равель подавался в качестве блюда-аперитива к французскому вечеру, а Мессиан стал серьезнейшей заявкой, челенджем и московским слушателям, и московским симфоническим коллективам. Уральцы исполнили полную 10-частную версию "Турангалила-симфонии", держа зал час двадцать пять минут в непрерывном внимании.

Мессиан оставил в своем наследии единственную симфонию, но какую! "Турангалила-симфония" — удивительный пример оригинальности творческого замысла. Романтизм и символизм названия, использование загадочного инструмента Мориса Мартено, исполнительские сложности, рождающие ослепительной красоты звучания, наконец, философско-гуманистический подтекст сочинения сделали опус Мессиана ярчайшим и неповторимым образцом жанра в истории музыки XX века, причиной национальной гордости французов.

Фото: Елена Алексеева

Что касается замысловатого и очень поэтичного названия, к слову, давшего позже имя персонажу в американском мультсериале, то Мессиан придумал его после написания симфонии в 1946-1948 годах. Для нас, думается, это также имеет место быть. Если не послушать музыку Турангалилы, а сразу попробовать перевести с санскрита, то запутаешься. Музыка же не позволит ошибиться в поисках подходящего не столько значения, сколько ощущения. Судите сами: "Туранга" — лошадь, движение, скорость, а если совсем музыкально, то и ритм. "Лила" — песнь, творческая игра божества, или совсем серьезно, игра жизни и смерти. Через музыку Мессиан тоньше, полнее и точнее передает свой посыл. Звучащая партитура симфонии одаривает слушателя сверх-радостью, сверх-счастьем любых оттенков, от чувственного экстаза любви человеческой к запредельно-совершенной божественной любви.

Фото: Елена Алексеева

Для воплощения своих идей Мессиану было и целого мира мало. Потребовался огромный состав оркестра, от 8 до 11 (что называется, как уж управятся) исполнителей на перкусионных инструментах, развернутая сольная партия фортепиано и главное — солирующие волны Мартено.
Электронный музыкальный инструмент с клавиатурой и колонками, сконструированный французским экспериментатором Морисом Мартено в прошлом веке, предтеча синтезаторов получил название своего изобретателя. Звук реально идет вибрирующими волнами, имея зависимость от формы и типа резонаторов в колонках. И как считает волнистка Натали Форже, ни какой современный синтезатор не в состоянии заменить этого выжившего "ископаемого" по причине гиперчувствительности клавиатуры и получаемого эффекта.

Действительно, на сцене большого зала "Зарядье" во время исполнения симфонии волнистка срослась со своим инструментом, взаимочувствительность исполнительницы и электрических волн казалась сверхъестественной. Натали работала не только с летящими в зал звуками, но и их вернувшимися отзвуками, реагируя на оркестровую динамику и акустическую специфику. На первый взгляд абсолютно не эмоционально, сосредоточенно она окрашивала своими обертонами инструментальные тембры звучащей фактуры.

Фото: Елена Алексеева

Роже Мюраро выглядел полной противоположностью Натали. Пианист предельно эмоционально разворачивал свои каденции, соревновался с оркестром или поддерживал аккордами оркестровые метро-ритмы. И рояль с благодарностью отзывался неземными звуками на прикосновения огромных мягких рук исполнителя. Солист, безусловно, наравне с дирижером был ведущим и лидирующим.
"Турангалила-симфония" Мессиана давно не звучала на московской сцене. Этот симфонический монстр со специфическим солирующим инструментом волны Мартено своей сложностью и масштабностью отталкивает от себя дирижеров и коллективы. Хочется выразить благодарность Уральскому симфоническому оркестру, его главному дирижеру Дмитрию Лиссу за этот творческий подвиг и необычайно интересный слушательский опыт.

Фото: Елена Алексеева

Дмитрий Лисс является художественным руководителем международного фестиваля "Евразия". На закрытии очередного V евразийского фестиваля накануне Нового 2020 года Уральский симфонический подарил своим землякам исполнение "Турангалила-симфонии". Говорят, благодаря акустике концертного зала "Зарядье" детище Мессиана в этот московский вечер прозвучало еще ярче и лучше.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Лидия Гинзбург. "Светлый лик. Высокий дар"
Юлия Новгородцева. "Яжемать"
"Ангельские глаза". 95 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского.

В Москве

Самые интересные музыкальные альбомы, вышедшие в марте
"Я – Волoнтер!"
Михаил Козаков. Сам себе театр
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть