Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Иван Козловский – любимец Сталина, соперник Лемешева

Великий тенор, ровесник ХХ века, родился в этот день 120 лет назад.

Иван Козловский. Фото: YouTube
Иван Козловский. Фото: YouTube

Иван Семёнович Козловский прожил долгую жизнь – 93 года. До 87 лет он выступал на сцене, носил почетные звания Народный артист СССР (с 1940 года) и Герой Социалистического Труда (с 1980 года).

Иван Козловский появился на свет 24 марта (по новому стилю) 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии в несколько необычной крестьянской семье, где отец хорошо музицировал на слух, а мать прекрасно пела. Юный Иван рано проявил наследственный вокальный дар и стал в семь лет певчим в хоре Киевского Михайловского монастыря. Там его заметил духовный композитор Александр Кошиц – и пригласил петь в хоре Троицкого народного дома в Киеве. Вскоре Козловский стал солистом Большого академического хора и окончил вокальный факультет Киевского музыкально-драматического института, класс профессора Е.А. Муравьёвой.

Иван Козловский отслужил в Красной Армии. Он был из тех крестьянских детей, кому революция дала возможность карьерного роста. В 1920-е годы он работал в различных музыкальных и оперных театрах, пока в 1926 году его не позвали в Большой театр. Иван Семенович дебютировал в "Травиате" в роли Альфреда, и далее ему доставались только главные теноровые партии. Вместе с Козловским на сцене Большого выступал и лирический тенор Сергей Лемешев. Между певцами порой возникало соперничество, хотя по гамбургскому счету они друг другу не "мешали": Козловский был сильнее в характерных или комических ролях, Лемешева – в лирических или  романтических партиях. Но внимание публики – "хлеб" для артиста, и его выдающиеся вокалисты между собой "делили". А в 1954 году, на вершине популярности, Козловский внезапно ушел из Большого театра. О причинах этого поступка до сих пор идут споры, но правду знал только сам певец.

Голосом Козловского наслаждались высокопоставленные меломаны. Среди них  был и сам "вождь и учитель" – Иосиф Сталин. Существует байка о том, что Иван Козловский просился в заграничные гастроли, но Сталин лично не отпустил его, боясь, что тот не вернется, а он останется без любимого исполнителя. Козловский получил две Сталинские премии первой степени: за достижения в области вокально-драматического искусства и за исполнение партии Юродивого в опере М. Мусоргского "Борис Годунов". Юродивого считают шедевром, потому что создание классического образа в оперном театре встречается редко.

Иван Козловский в роли Юродивого. Фото: classicalmusicnews.ru

Музыковеды считают, что голос Ивана Козловского нельзя назвать мощным, но у него другие преимущества – свободное извлечение звука, умение концентрировать его, эластичность дыхания, легкость в верхнем регистре. Важной для певца была и отточенная дикция. Причем с годами его искусство только совершенствовалось. Все это давало Ивану Семеновичу возможность петь под аккомпанемент любого оркестра или с любым ансамблем. Например, Козловский выступал вместе с созданным в 1936 году государственным джаз-оркестром СССР под управлением Виктора Кнушевицкого. Специально для Козловского были написаны джазовые композиции "Беседка" и блюз "Утро и вечер". А сам он в 1938 году сформировал Государственный ансамбль оперы СССР и стал его худруком.

В рамках своих программ Козловский позволял себе исполнять музыкальные произведения духовного характера – арии из кантат И. С. Баха, соло во "Всенощной" Рахманинова, другие православные песнопения. Увлекался он и фольклором – собирал по деревням народные песни, сказания, "страдания", колядки. Среди его находок был и романс на слова Тютчева "Я встретил вас...", который Иван Семенович первым положил на музыку и стал исполнять профессионально.

Даже не очень музыкально подготовленные советские дети знали о существовании этого выдающегося певца, ровесника ХХ века. Виктор Драгунский одну историю из цикла "Денискины рассказы" так и назвал – "Слава Ивана Козловского". На уроке пения Дениска решил показать, как правильно исполнять революционную песню "Веди ж, Буденный, нас смелее в бой!" – и пел как можно громче. За что после урока заслужил от учителя пения своеобразный комплимент, который тот выдал маме:

"– Ну, – сказал он, улыбаясь, – возможно, ваш мальчик будет Лобачевским, может быть, Менделеевым. Он может стать Суриковым или Кольцовым, я не удивлюсь, если он станет известен стране, как известен товарищ Николай Мамай или какой-нибудь боксер, но в одном могу заверить вас абсолютно твердо: славы Ивана Козловского он не добьется. Никогда!

Мама ужасно покраснела и сказала:

– Ну, это мы еще увидим!

А когда мы шли домой, я все думал:

"Неужели Козловский поет громче меня?".

Иван Семенович Козловский пел не громко, но виртуозно, и навсегда остался одной из ярчайших страниц отечественного и мирового оперного искусства.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть