Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Между орденом и плахой

Фестиваль “Возвращение” начался в Московской консерватории в двадцать первый раз. Площадка первых концертов - Рахманиновский зал.

Фото: Ирина Шымчак
Фото: Ирина Шымчак

Фестиваль “Возвращение” – терпкая смесь традиций и непредсказуемости: никогда – за много лет! – не повторенные программы составлены со знанием истории музыки, и не только в ее главном “фарватере”. Участники “Возвращения” (высококлассные музыканты, “востребованные профессионалы со сложившейся карьерой”, многие из которых знакомы с детства) длят дружеский обычай, сложившийся еще в 90-х годах - музицировать вместе. Даже без гонорара. И есть на фестивале какая-то душевная легкость, как будто разлитая в воздухе.

Авторы идеи, организаторы и художественные руководители “Возвращения” – скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков – не приветствуют пафос, фанаберию и надувание щек. Последний концерт, по словам организаторов, не имеет большей ценности, чем первый. И в проекте с двадцатилетним стажем предпочитаются отнюдь не круглые даты.
 
“Возвращение” – это сольная, камерная и ансамблевая музыка. Четыре концерта: три тематических (это фирменная примета) и четвертый – по заявкам, только не публики, а самих музыкантов. Темы трактуются предельно широко, от буквальных смыслов до  многозначных ассоциаций. Но литературности совсем нет. Музыка определяет всё. Начиная от порядка  номеров в концертах, когда хронология не важна, а важна лишь музыкальная драматургия, так что двадцатый век может предшествовать четырнадцатому. В этом году музыка рождается под невеселыми грифами “Оpportunism”, “Несвобода” и “Mort”. Названия не означают, что на концертах царят бесконечная скорбь и рыдания.
 
Первый вечер – “Оpportunism” – был посвящен теме музыкальных приношений власти и сильным мира сего. Такого рода поступки на протяжении веков позволяли себе – по разным причинам – многие композиторы, в том числе великие. Причиной могли быть искренние восторги или липкий страх (часто – вместе), карьеризм или желание заработка. Общепринятая в эпоху монархий практика отношений художника и аристократа не похожа, конечно, на спасение своей жизни при тоталитарном режиме. Соотношения заказа и порыва, искренности и фальши, ужаса и цинизма бывали разными. И все это сложными путями коррелировалось с качеством музыки, которое могло быть при этом и прекрасным.
 
“Оппортунизм” начался с “Поэмы о Сталине” Арама Хачатуряна. Причины ее создания – формально – 60-летие вождя, а фактически – горькие итоговые слова композитора: “Шостакович, когда его ругали, работал, а я хотел повеситься”. Написанная для смешанного хора и оркестра, верноподданнически-хвалебная “Поэма” после войны была переложена для фортепиано в четыре руки. Чтобы в каждом сельском клубе можно было восхвалять вождя. В исполнении Вадима Холоденко и Якова Кацнельсона все восклицательные знаки музыки, с ее бесконечными секвенциями и многословной восточной цветистостью, прозвучали и красочно, и иронично: такое вот неистовство лести с подспудной пустотой.

Фото: Ирина Шымчак
 
Затем последовал скачок в старину, коль стилевой и эмоциональный контраст – часть подразумеваемой концепции фестиваля. Музыка Филиппокта Казертского (Par les bons Gedeons et Sanson / “C именем блаженных Гедеона и Самсона”) и Сourtois Et Sages / “Куртуазный и мудрый” Магистра Эгидиуса (оба- XIV век) прозвучала в исполнении нового участника “Возвращения” – ансамбля Labyrinthus. Анастасия Бондарева (вокал), и также Александр Горбунов (виела, гитерн), и Данил Рябчиков (цитоль, художественный руководитель) – специалисты по средневековой музыке, играющие на аутентичных инструментах. А тот факт, что сочинители посвятили свои опусы “антипапе” Клименту Седьмому во времена раскола власти в католической церкви, не отменяет прелести старинного трехголосия. Средневековые мастера умели льстить с чувством собственного достоинства. И роскошно работали с длительностями: ритм все время множится и повторяется, кокетничая с высотой звучания: догонишь? – нет, не догонишь.

Фото: Ирина Шымчак
 
Сонату №2 для фортепиано и виолончели соль минор Бетховен  посвятил королю Пруссии Фридриху- Вильгельму,  который слыл  неплохим музыкантом-любителем и сам играл на виолончели. Бетховен получил за партитуру ящик золотых монет. Пианист Александр Кобрин и виолончелист Клаудио Бохоркес сыграли эту вещь с удивительным ощущением целостности формы, при том, что композитор, как он говорил, умудрился “поместить в одну пьесу то, что было достаточно для двадцати”. Кобрин, чуткий партнер, сделал все, чтобы выразительность рояля не перекрыла струнный инструмент, а Бохорсес благодарно откликнулся, как прекрасный мастер, со склонностью к четкому, чуть жесткому, но полному динамических оттенков звучанию.

Фото: Ирина Шымчак
 
То, как ансамбль солистов сыграл Второй Бранденбургский концерт Баха, можно описать словами “без почтения к академическим сединам”. И это прекрасно как принцип. Ведь Бранденбургские концерты – развлекательная светская музыка, которуюБах послал маркграфу Бранденбургскому, в надежде на придворный пост руководителя оркестра. Ничего из этого не вышло, музыку проигнорировали, а рукопись пролежала в архиве сто лет. Тем самым маркграф многого себя лишил. Например, бурной первой части, где у Баха знаменитое соло трубы. На “Возвращении” особенно легла на душу вторая часть, Andante, когда флейта Марии Федотовой, гобой Дмитрия Булгакова и скрипка Романа Минца поочередно вступали в нежнейшую, доверительную беседу.
 
В Триптихе для скрипки и фортепиано Сен-Санса дуэт скрипачки Алены Баевой и пианиста Вадима Холоденко импрессионистская “ускользающая” прихотливость возникла из идеального взаимодействия солистов – по балансу звучности и тембровой выразительности, по ритмической ясности и передаче нюансов. Если эту вещь так же играли в 1912 году, когда композитор посвятил Триптих бельгийской королеве Елизавете, сиятельной меломанке крупно повезло.

Фото: Ирина Шымчак

Дмитрий Шостакович в середине прошлого века написал хоровой цикл без сопровождения “Десять поэм на стихи революционных поэтов”. С интонациями революционных песен, вплетенных в полифонию а-ля старинный распев. Такой прием, призванный выражать особую торжественность, соответствовал социальному заказу эпохи – сакрализировать идеи революции. С одновременной демонстрацией лояльности автора. Камерный хор Музыкального училища имени Гнесиных под управлением Петра Савинкова показал высокий класс, соответствующий качеству музыки. Ведь неустойчивое положение Шостаковича в сталинской России – между орденами и плахой – не мешало ему создавать шедевры.

Фото: Ирина Шымчак
 
И наконец, Карл Орф и Гунильд Кетман, с их “Уличной песенкой” для инструментального ансамбля ударных, из собрания “Музыка для детей”, предназначенного для воспитательной системы Орф-Шульверк. Согласно ей, дети могут и должны приобщаться к музыке через коллективную игру, развивая свои творческие способности, а аранжировки (вполне искусные) популярных песенок в этом помогут. И все бы хорошо, но композитор предлагал свои идеи Гитлерюгенду. К счастью для послевоенной судьбы Орфа, Гитлерюгенд идеи отверг. И то правда: зачем ему нужны развитые дети?

Фото: Ирина Шымчак
 
Это сентиментальное и одновременно страшненькое путешествие еще раз показало продуктивность идеи фестиваля, когда  музыка разных эпох в сопоставлении непохожих талантов рождает контексты. Эстетические, исторические, культурные и социальные. “Возвращение” предлагает интеллектуальное и душевное пиршество, и самое продуктивное занятие тут – не только чувствовать, но и думать. Сопоставляя эпохи и нравы, фестиваль не только приглашает публику в увлекательное звуковое путешествие. Фактически он проводит исследовательскую, музыковедческую работу. А слушатели сами решают, что с чем и каким образом соотносится и как вечная универсальность проявлена в современности. Потому что это – территория свободы. И, как сказал Стендаль, “ноты – лишь искусство записывать идеи. Главное – иметь их”.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть