Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Музыкальная вселенная Исаака Шварца"

Концертом в зале "Зарядье" завершился музыкальный фестиваль к столетию композитора.

Фото предоставлены продюсером фестиваля Милой Шварц
Фото предоставлены продюсером фестиваля Милой Шварц

Музыку Исаака Иосифовича Шварца в нашей стране знает каждый. Это не преувеличение. Песни и мелодии из фильмов "Белое солнце пустыни" или "Звезда пленительного счастья", "Сто дней после детства" или "Дерсу Узала" – это всё на слуху, это музыка, вошедшая в отечественный культурный код. А лирическая тема прощания из музыки к кинофильму "Мелодии белой ночи" вышла за пределы жанра киномузыки, заняв своё место на филармонических сценах.

Баланс академической музыки и работа в кино в творчестве композиторов – отдельная и очень интересная тема для изучения. Для Шостаковича – это иной раз был единственный способ заработка, когда он был изгнан отовсюду, и музыка его не исполнялась. Работа композитора в кино стала таким же заметным фактом музыкального искусства, как его симфонические произведения. Для А. Шнитке или М. Вайнберга киномузыка тоже была одним из способов дать себе возможность заниматься творчеством в академической области.
 
И. Шварца мы знаем более по музыке кино. И тем интереснее и масштабнее стал концерт, объединивший киномузыку Шварца и академическую сторону его деятельности. Недаром фестиваль, посвящённый столетию композитора, был назван именно так – "Музыкальная Вселенная Исаака Шварца".
 
Исаак Шварц принадлежит к тому поколению мальчишек 1923-1925 годов, от которого после войны осталось в живых всего три процента. Он пережил и вынес все тяготы, выпавшие на долю его сверстников – расстрелянный отец, высылка, война, нищета (лишь в 1960 году И. Шварц случайно узнал, что за его обучение в консерватории платил Шостакович)…
 
Концерт, состоявшийся в зале "Зарядье", показал обе стороны творчества Шварца. Первое отделение было посвящено киномузыке, причём, совершенно сознательно, исключительно инструментальной киномузыке, абсолютно органично звучащей на филармонической сцене.

Уже первое произведение, сюита из музыки к кинофильму "Звезда пленительного счастья", задало тон дальнейшему – это своеобразное звучание кинематографического оркестра; не симфонического в его классическом понимании, а именно того, в который входят инструменты, необходимые для той музыки, что должна передать режиссёрский замысел, это музыка воплощения киноэмоций. У неё иная задача.
 
"Звезда пленительного счастья" – очень целомудренная и бережная партитура, Шварц – мастер лирической, элегической музыки, музыки грусти, печали…
 
При этом Шварц не просто мелодист, он мастер композиторской технологии, потому что, скажем, для создания музыкального образа эпохи в "Возвращении святого Луки" -  детективном художественном фильме о похищении из музея картины Франса Хальса – музыка становится узнаваемо барочной по стилю и звучит вполне академическая по своей конструкции фуга.

 
Впрочем, вся музыка И. Шварца к кино чрезвычайно органично и неразделимо существует в драматургическом пространстве кино и академического симфонизма. Это стилистически очень точно показал маэстро П. Герштейн, воплотив в исполнении киномузыки Шварца ту тонкость и лиризм, ту филигранность деталей, которая свойственна письму И. Шварца. И эта неотделимость киномузыки и академизма, пожалуй, более всего проявилась в Элегии из кинофильма "Станционный смотритель", исполненной лауреатом XVII конкурса им. Чайковского Василием Степановым (виолончель).
 
Концертную сюиту из музыки к кинофильму "Мелодии белой ночи" исполнил молодой американский пианист Энджел Вонг, который сейчас учится в Московской консерватории у Наталии Трулль.
 
Первое отделение концерта было посвящено той части творчества Исаака Шварца, которая знакома всем. А вот второе…
 
Его можно определить по-разному…

"Жёлтые эвёзды" (Пуримшпиль в гетто) – то редкое произведение, которое существует не само по себе, а как часть более широких контекстов. В этом смысле с ним может сравниться, пожалуй, лишь Восьмой квартет Дмитрия Шостаковича. Для того, чтобы ощутить в полной мере его масштаб и смысл, надо знать то, что окружает его в этом мире. Начиная с самого названия.

"Жёлтые звёзды" – это знак, который при нацистах обязан был носить каждый еврей, это стигмат, это символ унижения и смерти – с одной стороны, он может стать символом достоинства и смерти – со стороны иной.
 
Идея написать такое произведение родилась у Исаака Шварца после прочтения дневников одной из узниц Каунасского гетто, Тамары Лазерсон, пятнадцатилетней девочки, единственной выжившей из всей семьи.

Шварца поразила в этом дневнике драматическая коллизия – празднование самого весёлого еврейского праздника Пурим в гетто накануне казни. Это тем более драматично, что весёлый праздник Пурим посвящён спасению еврейского народа от неминуемого уничтожения Аманом-амалекитянином во времена персидского царя Артаксеркса (Книга Эсфирь).
 
…Концерт "Жёлтые звёзды" родился после прочтения дневника из Каунаса. А еще были дневники пятнадцатилетней Анны Франк из Амстердама, четырнадцатилетнего Петра Гинца из Праги, четырнадцатилетней РуткиЛаскер из польского Бедзина, Ицхака Рудашевского из Виленского гетто…

Все они погибли в лагерях смерти.

"Жёлтые звёзды" – памятник им всем.
 
Концерт для оркестра посвящён Раулю Валленбергу, шведскому дипломату, Праведнику мира, который спас десятки тысяч жизней. Это тоже одна из смысловых точек "Жёлтых звёзд" – благодарная память о тех, кто спасал жизни.
 
Эта музыка – памятник идишской музыкальной культуре. Произведение Шварца написано на этом музыкальном языке. Я не припомню ни одного произведения Исаака Шварца, где это бы проявилось, и это естественно, он писал о другом. Но этот музыкальный язык всё время, всю жизнь существовал в нём. Ведь язык его детства, идишская культура, стараниями двух Аманов XX века была практически уничтожена, когда самому Шварцу ещё не исполнилось тридцати.
 
Эта музыка – память о родителях, предках, своём музыкальном культурном коде, старательно вытравливаемым в течение десятилетий. Это произведение, написанное Исааком Шварцем в самом конце жизни – обращение к самому себе, погружение в себя, в свои корни.
 
"Жёлтые звёзды" – программное произведение, уже в названиях частей которого заложена трагическая история – Утренняя молитва/Хорал и тема с вариациями/Весёлый танец/Юмореска/Вечерняя молитва. Последняя ночь в гетто/Финал.
 
"Жёлтые звёзды" – монолог-исповедь, монолог-размышление человека, который из-за полноты чувств не может выговориться. Отсюда и ощущение как бы трёх последовательных финалов произведения. Первый – по своей идее и состоянию напоминает финал Пятнадцатой симфонии Шостаковича – души умерших растворяются в вечности. Нет, потом Шварц пишет гимнический пафосный финал. Нет – и Концерт заканчивается мощным ускорением и крещендо навстречу гибели и бессмертию.
 
Концерт написан для большого симфонического оркестра с использованием всех его возможностей – здесь и флейта-пикколо, и английский рожок, и бас-кларнет, и туба, и рояль, арфа и широкое использование ударных…
 
Но туттийных эпизодов здесь совсем немного. Это фактически камерное и очень интимное произведение. И если говорить о тех музыкантах, которые исполняют в этой симфонии соло, то придётся перечислить весь оркестр. Поэтому придётся ограничиться минимумом.

 
Это развёрнутая сольная партия скрипки – Даниил Коган и концертмейстер оркестра Татьяна Поршнева, это солирующая виолончель (Всеволод Гузов), это Максим Рубцов (флейта), Виталий Назаров (гобой). О Дмитрии Айзенштадте (кларнет) следует сказать особо – с помощью маэстро ему удалось добиться того звучания, которое свойственно еврейской народной исполнительской традиции, при этом оставаясь в рамках академической музыки.
 
Для маэстро, Павла Герштейна – это произведение очень личное. Это и дань памяти погибшим, тем более, что концерт состоялся накануне Международного дня памяти жертв Холокоста. Но это и своего рода творческое завещание и благословение самого Исаака Шварца. Передаю слово Павлу Герштейну: "В 2008 году я продирижировал "Жёлтые звёзды" в Костроме и в Минске Госоркестром Беларуси. Белорусское радио сделало запись и отправило её Исааку Иосифовичу. Через некоторое время он мне позвонил и сказал, что собрал всех родственников на прослушивание этой концертной записи. Удивительно было то, что он признался, что в этом исполнении он услышал каждую фразу именно так, как мыслил сам. Он мне завещал дирижировать "Жёлтые звёзды". Я их исполнял с РНО, АСО Санкт-Петербургской филармонии, " Новой Россией" и многими региональными оркестрами...".
 
Аплодисменты зала после исполнения этого произведения показали, что слушатели всё услышали и всё поняли.
 
Наверно, можно сформулировать главную мысль Концерта для оркестра Исаака Шварца известными всем и ставшими вновь актуальными словами "Никогда больше".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть