"Толковая стрелкотня"
21 мая 2025
ПФКИ объявил о старте юбилейного 15-го грантового конкурса
21 мая 2025
III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.
21 мая 2025
Координационный комитет ПФКИ подвел итоги 14 "волны" грантовых конкурсов
21 мая 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Нетленный шедевр

К 150-летию премьеры оперы "Кармен" Жоржа Бизе.

Фото автора.
Фото автора.

Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства "Фонд Елены Образцовой" выступил организатором исполнения концертной версии "Кармен" (12+) Ж. Бизе на сцене Московской филармонии. 150-летний оперный юбиляр был представлен Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, отмечающим свой 95-летний юбилей. Дирижёр - Феликс Коробов, режиссёр - Ростислав Протасов. В титульной партии выступила Василиса Бержанская. Исполнение оперы стало априори музыкальным приношением лучшей "Кармен всех времен и народов" - Елене Образцовой.

Состав солистов, вышедших этим вечером на сцену Концертного зала имени П.И. Чайковского, особо подчеркнул главную идею благотворительного фонда, продвигаемую Еленой Васильевной Образцовой - поддержка музыкального искусства в лице талантливой молодёжи. Тенор Игорь Онищенко (Хозе), баритон Дмитрий Чеблыков (Эскамильо), сопрано Елизавета Кулагина (Микаэла), бас Георгий Екимов и баритон Николай Землянских - офицеры, сопрано Амра Барганджия и меццо-сопрано Лора Григорьева - цыганки, баритон Азамат Цалити и тенор Кирилл Попов - контрабандисты, соединились в ярком исполнительском ансамбле. 

Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова Екатерины Антоненко и Детский хор Большого театра России и его художественный руководитель Юлия Мочалова приняли участие в исполнении.

Сегодня невозможно представить себе, что гениальная во всех смыслах опера Бизе провалилась на премьере. Публика не могла оценить столь реалистичный сюжет, где герои трагедии - выходцы из низов. Но "Кармен" быстро начала своё триумфальное шествие по всем мировым сценам, пользуясь неизменной любовью публики.

И на этот раз зал был переполнен зрителями до отказа. Широким дирижёрским жестом Феликс Коробов вызвал к жизни оглушительный удар тарелок, запустив оркестровое тутти увертюры. Маэстро, расчётливо управляя процессом исполнения, мастерски вытягивал из оркестра колоссальные фортиссимо и прозрачные пиано, на которые, несомненно, способен образцовый коллектив БСО им. П. И. Чайковского. Было особое удовольствие зримо видеть партитуру Бизе, которая группами инструментов восседала не в яме, а на сцене. Дирижёр, в отличие от оркестрантов, неоднократно управлявший оперой в сценическом варианте, умело обходил все подводные камни. Маэстро учитывал специфику подачи материала и более компактно по темпам собирал оркестровые номера, чтобы зритель при отсутствии сценического экшена не скучал.

Режиссёр Ростислав Протасов сумел так организовать небольшое пространство авансцены для происходящего, что концертная версия превратилась в самодостаточную постановку. Всё было убедительно и уместно: два столика со стульями, где происходили мизансцены. Внимание зрителя концентрированно направлялось на исполнителей. У каждого персонажа выстроилась детально проработанная драматургическая линия. К чести солистов, все они, выглядели с самой лучшей актёрской стороны, да и вокальная никого не подвела.

Центром притяжения стала Василиса Бержанская. Её Кармен - дама отнюдь не плебейского племени, была иронична, умна. Трижды она поменяла сценический наряд, соблазнительно поигрывая шляпами. Бесстрастность не цыганского темперамента компенсировалась великолепной работой певческого арсенала, выявлявшего необходимые оттенки чувств и эмоций. Певица адекватно оценивала свою сценическую неотразимость, создавая образ уверенной в себе повелительницы сердец.

Елизавета Кулагина искренне проживала партию Микаэлы. Кажется, всё в артистической натуре певицы идеально подходило к её героине. Она сама и есть Микаэла. Мимическая выразительность была неподдельно мила. Сильный голос красивого тембра летел под своды зала.

Игорь Онищенко и Дмитрий Чеблыков, соперники Хозе и Эскамильо, соответствовали своим амплуа. Разница характеров отверженного безумца и избалованного любимца женщин удачно контрастировали внешним обликом. По-мужски без притворства артисты разыграли сцену драки. Вокальная добросовестность была присуща обоим исполнителям.

Георгий Екимов и Николай Землянских, Амра Барганджия и Лора Григорьева, Азамат Цалити и Кирилл Попов - все были на своём месте, характерно оттеняли накал страстей главных персонажей, не понижая заданную планку драматической игры.

Детский хор демонстрировал высокий профессионализм, не уступая в этом взрослому коллективу. Юных артистов режиссёр расположил на боковом балконе над сценой. Взрослые хористы заполнили пространство за оркестром.

Сценическое взаимопонимание и отлаженный механизм взаимодействия между участниками концертного исполнения создали впечатление, что все давно притёрлись друг к другу. Каждый в отдельности и все вместе работали на большом энтузиазме, ловя главный кураж от дирижёра. С июня 2024 года Феликс Коробов - главный приглашённый дирижёр БСО им. П. И. Чайковского.

Елена Образцова вспоминала, как однажды после исполнения ею партии Кармен, к ней пришла великая испанская певица Монтсеррат Кабалье и бухнулась перед ней на колени.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Толковая стрелкотня"
ПФКИ объявил о старте юбилейного 15-го грантового конкурса
III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть