Мещерская "Пизанская башня"
28 марта 2020
Вероника Тушнова: "Не отрекаются, любя"
27 марта 2020
Михеева и Антон Бильжо. Кино как женская профессия
27 марта 2020
Обращение российской театрально-концертной отрасли к государственной власти
27 марта 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

11 февраля 2020 17:23

О достижениях и новинках I Зимнего международного фестиваля Юрия Башмета

I Зимний международный фестиваль искусств в Москве прошел с аншлагом

Фото: Елена Алексеева
Фото: Елена Алексеева

С 24 января по 10 февраля 2020 года в Москве впервые проходил Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. Сам артистический директор, народный артист СССР Юрий Башмет более, чем доволен успехом нового начинания. Все фестивальные концерты пользовались неослабевающим вниманием у публики. Неизменный интерес вызывали фестивальные премьеры, экзотика этники, и уже заслужившие любовь публики музыкально-театральные композиции.

"Я более, чем доволен успехом московского фестиваля. Все без исключения концерты на разных площадках, а их восемь, аншлаговые. Также у нас есть творческие достижения. Среди них, например, исполнение всех шести Бранденбургских концертов Баха в одном концерте. Мы не смогли на этот вечер в большой зал "Зарядья" даже своих людей пригласить, ни одного лишнего билета," — коротко подъитожил маэстро Башмет на встрече с журналистами.

Программы фестивальных мероприятий утоляли вкусы любых категорий зрителей. Взлелеянный самим худруком Башметом и любимый им жанр синтеза искусств в фестивальной афише присутствовал в четырех эпостасях: оперно-литературная композиция "Евгений Онегин", оперо-балетно-драматический спектакль "Фантастическая Кармен", спектакль-концерт "Письма к брату. Ван Гог" и музыкально-театральный спектакль "Маленький принц. Не покидай свою планету". Эти творческие продукты — не просто фантазии создателей, постановочный эксперимент или поиск новизны жанров. Это преследование серьезных целей — пропаганда классического искусства, расширение сферы влияния классической музыки, популяризация оперы. Зрители-адресаты таких программ представляли собой любопытную молодежь, далеких от классики людей, но и опытных меломанов. Всемирно известные музыканты и знаменитые актеры театра, кино, приглашенные для участия в этих мероприятиях, также являлись предметом притяжения публики.

Фото: Елена Алексеева

Для завсегдатаев консерваторий фестивалем была приготовлена моно-программа в лучших традициях академизма — цикл из шести Бранденбургских концертов Баха. Похоже, Юрий Абрамович испытывал гордость за решение исполнить подряд все шесть произведений в один вечер, ставя это в разряд творческих достижений и в заслугу своему коллективу "Солисты Москвы". Действительно, нечасто со сцены можно услышать весь цикл сразу. Для слушателя — это редкая возможность проследить композиторскую мысль немецкого гения на примере жанра инструментального концерта в его творчестве.

Юрий Башмет верен себе, и всегда в его фестивальных букетах, преподносимых слушателю, благоухает экзотический цветок. Вечер этники на этот раз был представлен сочинением французского композитора Армана Амара "Лейла и Маджнун или мистическая любовь". Жанр определен как Oratorio mundi — поэтичный рассказ о великой любви восточных Ромео и Джульетты для певцов, ансамбля аутентичных инструментов, ансамбля шанхайской перкуссии, фортепиано, струнного оркестра. Проект собрал широкую географию солистов: Монголия, Иран, Пакистан, Марокко, Китай, Нидерланды, Франция, Великобритания. Музыканты из оркестра "Новая Россия", художественный руководитель Юрий Башмет, приняли участие в выступлении интернациональной команды.

Фото: Елена Алексеева

Публика очень горячо восприняла это необычное произведение и удивительно искреннее исполнение. Ей не помешал тот факт, что в начале рассказчик Насер Хемир читал историю влюбленных на арабском, персидском и турецком без перевода. Это тоже было очарование и притягательность востока. Вокальные партии включали в себя изобилие мугамов, витиеватых музыкальных арабесок, но и не только. Представители разных восточно-азиатских этносов исполняли вокальные соло в своей манере. Контратенор неожиданно зазвучал в стиле Генделя, перекинув мост с Вотока на Запад. По словам композитора, который также присутствовал в концертном зале Чайковского, "столкновение" с языком западной музыки, как нить Ариадны, открывает слушателю сокровища этой вневременной истории.

Мировая масштабная премьера в разножанровой палитре московского фестиваля — "Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском". Хоровая опера Александра Чайковского со сцены концертного зала им. Рахманинова Филармонии-2 воспринималась грандиозной древнерусской фреской по замыслу и исполнительскому составу. Исторический эпос потребовал от автора использование аж пяти хоров, симфонического оркестра, пластического театра, солирующих домру, баян, фортепиано. За братьев Бориса и Глеба пели два контратенора Владимир Магомадов и Олег Рябец. Андрей Мерзликин выступил в роли Ярослава Мудрого, а вот мудрые размышления князя или, если хотите, филосовские послесловия автора озвучивал альт в руках Юрия Башмета. Слушатели получили урок патриотического воспитания, усиленный эффектной сценографией Алексея Трегубова. Режиссурой постановки заведовал Павел Сафонов, дирижировал Денис Власенко.

Фото: Елена Алексеева

Музыка, согласно указанию жанра, основывалась на хоровых номерах. Хор выступал в роли рассказчика, народа, бояр. Развернутых оркестровых фрагментов не присутствовало, оркестр скорее создавал настроение и состояние. Солирующие народные инструменты придавали звучанию колорит Руси. Пластический театр Алишера Хасанова "Мим-оркестр" изображал приспешников Святополка Окаянного, убившего своих младших братьев, первых русских святых Бориса и Глеба. Зловещая луна и сова на шесте предрекали ночные коварные убийства. Костюмы убийц атрибутикой меховых хвостов напоминали будущих опричников. Сцена народа с Ярославом чертила параллели с Борисом Годуновым Мусоргского. Выход Ярослава состоялся по широкой, как бы, паперти храма из светящегося пространства в глубине сцены — сцена в сцене. По окончании оперы огромная пламенеющая икона братьев-страстотерпцев закрыла в виде занавеса эту площадку, спустившись с небес.
 
Древнерусский сюжет повествовали хоровые коллективы не только из московского "княжества". Тульский государственный хор, камерный хор "Нижний новгород" разместились на сцене вместе с камерным хором Московской консерватории и Мужским хором Центрального пограничного ансамбля ФСБ России. Особо хочется отметить народный хор дневного отделения кафедры хорового и сольного народного пения РАМ им. Гнесиных. Молодые ребята с большим энтузиазмом, ярко и артистично исполняли свои сценические задачи. Новому опусу Александра Чайковского теперь предстоит сочинская премьера на XIII Зимнем фестивале Юрия Башмета.

Музыкальными новинками последних лет был заполнен гала-концерт закрытия I Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве. Все прозведения — это заказы маэстро композиторам из разных стран мира. Открыли вечер две мировые премьеры, также написанные по просьбе Башмета для этого концерта: Helios для ударных инструментов и симфонического оркестра Валерия Воронова и пьеса "Иллюзия" для альта в сопровождении симфонического оркестра Кузьмы Бодрова. Продолжили концерт московские премьеры: Алексей Сюмак "Двенадцать" на стихи Блока для сопрано (Ольга Кульчинская), тенора (Ярослав Абаимов) и симфонического оркестра; Ацухико Гондаи Концерт для альта с оркестром. И уже не впервой Москва услышала "Слово о полку Игореве" Александра Чайковского для альта (Юрий Башмет), чтеца (Сергей Гармаш), народного ансамбля и симфонического оркестра, завершившего заключительный гала. Отрадно, что сложную современную музыку, разноплановую по стилям и выразительным средствам, в концерте неизменно исполнял Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Музыкантски ребята выглядели очень профессионально и убедительно, выдержав продолжительный по времени гала-концерт. За дирижерским пультом стоял Клаудио Ванделли (Италия).

Фото: Елена Алексеева


В гала-концерте открытия под названием "Арт-манифест Юрия Башмета" музыкант декларировал преданность принципам академического искусства московской консерватории. Гала-концерт закрытия под названием "Время вперед", единственный из всех фестивальных концертов, прошел именно в Большом зале консерватории, представив гала-парад новейшей академической музыки.

По словам арт-директора Юрия Абрамовича Башмета, первый московский фестивальный смотр обрел свой градус, а публика новое качество — особую приподнятость, которую она выказывала на всех фестивальных концертах.

Смотрите видеосюжет о I Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Москве 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЫКЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Лидия Гинзбург. "Светлый лик. Высокий дар"
Юлия Новгородцева. "Яжемать"
"Ангельские глаза". 95 лет со дня рождения Иннокентия Смоктуновского.

В Москве

Самые интересные музыкальные альбомы, вышедшие в марте
"Я – Волoнтер!"
Михаил Козаков. Сам себе театр
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть