Мюзикл "Бесприданница" Юрия Лазаря в постановке Музыкально-драматического театра города Пушкино был представлен московскому зрителю на Девятом фестивале музыкальных театров "Видеть музыку", который проводится при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.
Воля ваша – есть всё-таки очевидная и глубокая несправедливость в том, что у Александра Николаевича Островского - великого, если не величайшего из русских драматургов не сложился, образно говоря, роман с оперой. И не то, чтобы русские композиторы игнорировали сюжеты Островского... Гроза" Кашперова, "Сон на Волге" Аренского, даже "Воевода" Чайковского и "Вражья сила" Серова – этот рад можно продолжить. Но кто видел их на сцене?
Казалось бы – всё есть в этих пьесах. Острые драматические ситуации. Глубокое понимание театра и его законов. Колоритнейшие персонажи и характеры... а вот не рождались конгениальные пьесам оперные шедевры, и всё тут! "Снегурочка" (а в зарубежной опере – "Катя Кабанова" Яначека) – суть скорее подтверждающие правило исключения.
"Была без радости любовь, разлука будет без печали" – словно бы произнесла с затаённым вздохом муза "Колумба Замоскворечья" и устремилась в сторону других муз – балета, кино и сравнительно недавно явившегося на свет Божий мюзикла.
Вот для примера "Бесприданница" – драма, которую даже не очень расположенные к Островскому критики признавали его шедевром. Есть, между прочим, опера Френкеля (не Яна, а Давида) образца 1959 года – кто, простите, её сегодня знает и помнит?
Фото Елены Лапиной
Зато есть киношедевры Якова Протазанова и Эльдара Рязанова с весьма запомнившейся музыкой. Два балета – премьера одного из них состоялась совсем недавно. И два мюзикла – Александра Кулыгина и Ефрема Подгайца. В 2023-м, когда отмечалось 200-летие Островского, к ним добавился третий – Юрия Лазаря, впервые сыгранный Музыкально-драматическим театром города Пушкино, который существует с 2007 года, однако статус муниципального, то есть получающего поддержку от государства, обрёл только в прошлом году.
В Пушкино подошли к воплощению пьесы Островского весьма основательно. Даже на афише обращает на себя внимания написание названия пьесы "БЕСприДАНнница" – почему именно так, речь впереди; но это абсолютно в традиции Островского с его "говорящими" (правда, многим ли понятным сейчас?) фамилиями действующих лиц. К примеру, "кнур" – это (смотри словарь Даля) боров. Или кабан (скажем наперёд, Евгений Большаков в роли Кнурова несколько его и напоминает). "Огудать" – значит "обмануть", "облапошить". Вполне в духе героини Юлианы Суворовой, хотя в финальной арии о материнской судьбине в ней отыскиваются и совсем иные черты...
"Паратый" – особо быстрый, хваткий. А с какими иными качествами персонаж Дмитрия Быкова сумел бы отхватить – ясно, что у подвернувшейся крутейшей бизнес-вумен! - капитала аж "пол-ярда"? Словечка такого Островский, понятно, не знавал, но в спектакле оно звучит вполне органично. Этот Паратов – вальяжный, хотя и порядком полинявший и траченный молью богатый барин из экранизаций драмы Островского. Герой Быкова – типичный современный хамоватый бандюган, "загривок" из "новых русских".
Постановщик спектакля Борис Урецкий намеренно избегает малейших намёков на временные признаки эпохи Островского. На сцене – всероссийского масштаба Бряхимов рубежа тысячелетий, часы которого постоянно показывают только одно время – Время Большого Бабла. И vae victis, горе побеждённым, не водружённым на доходное место волосатой, всей в татуировках рукою стихийно-криминального рынка.
Фото Елены Лапиной
Иногда творящееся на сцене очень напоминает какую-то чуточку потустороннюю мышиную возню – даром, что ли, все основные персонажи, кроме Ларисы, Робинзона и тётушки Ефросиньи - в облачениях (художник – Елена Балашова) разных оттенков серого цвета, да ещё с большей или меньшей бахромой. Последнюю, очевидно, следует воспринимать как символ, простите, лапши, вешаемой на уши всем желающим её услышать...
Впрочем, не всё так серо и уныло. Вот зловеще-омерзительный – глаз не оторвёшь! - Робинзон в очень впечатляющем исполнении Сергея Гаврилова, облачённый в шубу каких-то немыслимо-попугайных цветов. Волей или неволей, но очень во многом напоминает он запредельно популярного ныне эстрадного кумира молодёжи...
И, конечно, главная героиня – в светло-голубом платье – Лариса в исполнении Валентины Виленской. Она, конечно, не "голубая" героиня – в её голосе есть и сила, и хитрость, и лукавство, и шарм... Но к чему они, если некуда ей деваться, ей, отданной тёмным страстям и силам?
И, разумеется, какая ж "Бесприданница" без цыган? Цыгане есть. Но при этом никаких цыганских шалей, платков, серёг и прочего – только костюмы телесного цвета с чёрными сетками поверху. Как некий символ тех "чёрных" бесовских сетей, в которых запутались и барахтаются все действующие лица драмы. Цыгане протяжно-тоскливым напевом предваряют драму, они же при неверных бликах свечей и под погребальный колокольный звон отпоют после роковой развязки "мятежную и измученную" душу главной героини. Сходство финала с финалом "Пиковой дамы" очевидно, но эта параллель кажется вполне уместной и лишь усиливает сильнейшее эмоциональное впечатление.
С одной стороны эта "БЕСприДАНница" - типичный современный мюзикл с его атрибутикой – исполнением под фонограмму, пением с пресловутой гарнитурой, с роковыми ритмами, которые по достоинству оценит молодёжная аудитория. С другой - это спектакль, без преувеличений, во многих отношениях уникальный. Можете себе представить, чтобы... ну, к примеру, на премьере "Царской невесты" сам Римский-Корсаков исполнял роль, скажем, Малюты Скуратова, а его либреттист Владимир Бельский – допустим, Грязного? Что-то уж совсем невероятное, скажет читатель.
Однако "БЕСприДАНница" имеет схожую конфигурацию. Роль Юлия Платновича Карандышева исполняет обладающий незаурядными вокальными данными автор музыки Юрий Лазарь, а главную роль Ларисы – автор либретто Валентина Виленская. Оба – совсем не новички в музыкальном театре (в частности, ими же написан детский мюзикл "Ледяная сказка", уже не первый год идущий на сцене театра). Как композитор Лазарь в каждом такте партитуры остаётся верен – как бы банально эту ни звучало сегодня – мелодии.
А вот чему остаётся верен его вызывающий и сострадание, и отвращение герой – определённо сказать трудно. Он, как мне показалось, в первую голову зануда – во всей силе этого простого русского слова. Причём – что много хуже! - зануда мундирный (два ряда пуговиц на костюме!), упрямый, упёртый даже. Моему нраву перечить не моги! - как это напоминает многих и многих героев Островского! А за душой – мало того, что ни гроша, так вдобавок ещё и ни грамма того, что сегодня принято называть модным словечком эмпатия...
Давным-давно подмечено, что очень многое в эпохе великих преобразований Александра II поразительно созвучно многому из того, что происходит в России полтора века спустя, и очень многие из тех, кого принято называть творческими людьми, отлично это чувствуют – "БЕСприДАНница" из города Пушкино тому лучший пример. Классик отечественного театроведения Островский в этом спектакле оказывается актуален как никогда.