Фото: Ира Полярная/Опера Априори
Первый концерт 19 февраля в Англиканской церкви св. Андрея посвящен Генделю, его сюитам и ариям из опер и ораторий. В одном музыкальном пространстве встретятся Диляра Идрисова (сопрано) и Лукас Генюшас (фортепиано), и сопоставление сулит много интересного. Идрисова — барочная певица, обладательница "Золотой маски" за партию Иолы в опере Генделя "Геракл". Ее имя все чаше звучит как звездное в списке лучших "аутентичных" вокалисток Европы. Генюшас – пианист "мейнстрима", и, кроме Второй премии на московском конкурсе имени Чайковского, славен не только другими престижными наградами, но и подлинно творческим пианизмом. Какой Гендель образуется на стыке встречи — вопрос вдохновенный и для многих дискуссионный, что нормально. Специальный гость концерта – скрипач Айлен Притчин, золотой медалист Парижского музыкального конкурса.
В то же церкви
16 марта пройдет мировая премьера камерной оперы Алексея Курбатова "Возвращение", написанной в 2018 году. Это сочинение для меццо-сопрано и чтеца со "страшным" голосом (в данном случае — бас Пётр Сафрошкин). Опера создана на стихи экзистенциальной поэмы Фаины Гримберг "Андрей Иванович возвращается домой". Как говорит основатель и организатор "Оперы Априори" Елена Харакидзян, "это очень глубокий и очень страшный текст, но с долей юмора". Истошный женский монолог о пропавшем любимом с точки зрения истории музыки и истории оперы похож на новые фазы русского фольклорного плача и традиционного оперного "ламенто". Поет Василиса Бержанская — солистка Берлинской государственной оперы.
Василиса Бержанская. Фото: Кристина Калинина
Второе отделение посвящено вокальной музыке Глинки, созданной на итальянские тексты. Композитор писал ее в 1827 – 1832 годах, перед поездкой в Италию и во время нее. По словам Харакидзян, произведения "без преувеличения можно назвать русским бельканто, и удаются они, как правило, тем певцам, которые прекрасно исполняют музыку Россини". Алексей Курбатов сядет за рояль, чтобы помогать той же Бержанской. Ее многие помнят по телепроекту "Большая опера", но Василиса еще и участница россиниевского фестиваля в Пезаро, так что тайны Италии знает не понаслышке.
8 апреля в Концертном зале имени Чайковского поет сопрано Марина Ребека (Латвия) — примадонна мировой оперы, дающая этот концерт по случаю выхода ее диска "Spirito". Специалистка по романтической музыкальной драме перевоплотится в трех оперных (и исторических) правительниц с туманного Альбиона: в казненную жену Генриха Восьмого, в августейшую шотландку, кончившую жизнь на плахе, и во всесильную , но тоже не особо счастливую Елизавету Тюдор. Концерт так и называется — "Три королевы", он подготовлен по заказу фестиваля, а составят его арии из опер Доницетти — "Анна Болейн", "Мария Стюарт" и Роберто Деверё". Музыку на этот раз обеспечит Большой симфонический оркестр имени Чайковского.
Марина Ребека.
Фото: Janis Deinats
Антон Брукнер – не особо частый гость на московских афишах, но
7 мая его музыку можно будет услышать в том же Концертном зале. И не просто так, а в сопоставлении с современным сочинением. Брукнерова Месса №2 хора и духовых инструментов (вторая редакция) вступит в сравнительные взаимоотношения с новейшим опусом Клауса Ланга "Красные долины и пурпурные небеса" для такого же состава исполнителей и той же длительности. По мнению Харакидзян, творческий отклик Ланга на Мессу связан прежде всего с тем, что "наша общая религия – это музыка. Абсолютный и универсальный язык". Анонс фестиваля называет австрийский проект (оба композитора – уроженцы этой страны) "временным мостом, перекинутым из девятнадцатого в двадцать первый век" и "смысловой аркой, основанной на музыкальном диалоге". Ланг – весьма популярный автор для разного рода коллективов современной музыки, в том числе и в России. Новое произведение – парафраз Мессы — написано по заказу фестиваля и станет, таким образом, мировой премьерой. В концерте примут участие музыканты высокого класса — вокальный ансамбль "Интрада" под управлением Екатерины Антоненко и брасс-ансамбль Российского национального оркестра, а за пульт встанет неповторимый Максим Емельянычев.
Диляра Идрисова, Макс Эмануэль Ценчич, Мартина Пастушка и "Исторический оркестр" and Magdalena Hafas (photographer, the author of the photo). На репетиции "Сигизмунда". Фото: Magdalena Hałas Photography_Gismondo probe
Самое, пожалуй, экзотическое мероприятие фестиваля — финальный концерт 14 июня. Впервые в России прозвучит барочная опера Леонардо Винчи "Сигизмунд, король Польши". Сочинение о любовных страданиях на фоне реального исторического события (объединения Королевства Польского и Великого Княжества Литовского в Речь Посполитую при подписании Люблинской унии 1569 года) в свое время было весьма популярно, но потом чувствительного "Сигизмунда" забыли, как это случилось со многими операми, в которых пели кастраты. Институт Адама Мицкевича инициировал постановку по случаю 450-летнего юбилея Унии, а отметить эту дату приглашены маститые европейские вокалисты — Макс Эммануэль Ченчич, Софи Юнкер, Юрий Миненко, Диляра Идрисова и другие. Они вместе с польским оркестром старинной музыки, поведают историю о том, как Сигизмунд, король Польши, "испытывает проблемы" с мятежным князем Литвы Примиславом, хотя "предпочел бы мир, потому что его земли разорены войной". Политические проблемы усугубляются частными: с одной стороны, сын короля Оттон влюблен в Кунегонду, дочь князя, а Джудитта, дочь короля, "влюбляется в самого привлекательного Примислава", так что, "разрываясь между политикой и любовью, герои ищут мира как в своих сердцах, так и в своих странах". Государственные интересы запрещают связи с врагом, "но король понимает, что они могут служить его стремлению к миру". Финал, конечно, благополучный.