Фото: Виталий Аньков / РИА Новости
Сегодня, 31 октября, во всем мире, особенно в англоязычных странах, проводится традиционный праздник Хэллоуин. История праздника давняя и восходит к языческим гуляниям древних кельтов "Самайн", т.е. "конец лета", которыми отмечалось завершение сбора урожая. Кельты верили, что в этот день мир живых и мертвых наиболее тесно соприкасаются, и возможно присутствие нечисти среди людей. Вероятнее всего, дата подлинного Самайна была переходящей.
В последующей христианской истории эти торжества слились с Днем Всех Святых, который католическая церковь отмечала 1 ноября. У Хэллоуина появился иной смысл: 1 ноября чествуют все небесное воинство, значит, его антиподам остается лишь один вечер, чтобы разгуляться и потешиться. Так канун или "Навечерие" Дня Всех Святых, 31 октября, стало своего рода почитанием нечистой силы.
В западных странах Хэллоуин давно и прочно празднуют, несмотря на его специфический смысл. Подробнее об истории и традициях этой даты можно прочитать
здесь. Мы же отметим, что в Россию Хэллоуин пришел после распада Советского Союза и отмечался только в новое время. Ритуалы праздника без затей перенесли с Запада: костюмированные вечеринки, фонарики в виде тыкв, просмотр фильмов ужаса и прослушивание соответствующей музыки.
РПЦ категорически против присутствия Хэллоуина в нашей стране, так как почитать надо Бога, а не порождения преисподней. Протесты священнослужителей сделали свое дело. В наши дни Хэллоуин проводят далеко не во всех городах. Согласно подсчетам, сегодня его празднуют в основном в городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Воронеже. Но не менее крупные города Нижний Новгород, Саратов и Пермь искоренили эту традицию. А в ряде регионов празднества Хэллоуина ограничивают или запрещают на законодательном уровне. Так, в 2023 году ограничения на праздник действовали в образовательных учреждения Якутии, на предприятиях в Краснодарском крае и в парках Московской области. В Татарстане решили заменить Хэллоуин праздником "Тыквенный спас", сохранившим главный визуальный символ торжества, но изменившим его идеологию. По сути, чествовали тыкву. Но православная церковь и такую трансформацию не одобрила: в названии "Тыквенный спас" главное – имя Спасителя, а не название овоща.