Обратный отсчет: четыре дня до фестиваля "Таврида.АРТ"
11 августа 2022
"Аниматика" в Артеке: фестиваль дружбы и мультфильмов
11 августа 2022
Камерный театр первым в Челябинске стартует в новый сезон
10 августа 2022
Балаган с громоотводом или "Гроза" Константина Райкина
10 августа 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Большая дискуссия на ПМЭФ: "Нематериальное культурное наследие России: экономический контекст"

Мероприятие состоялось сегодня, 17 июня.

Автор: Ревизор.ru
Фото: Фонд культурных инициатив.РФ
Фото: Фонд культурных инициатив.РФ

В Год культурного наследия народов России на 25-м ПМЭФ лидеры научного, культурного, креативного сообществ и представители международных организаций-партнеров обсудили насущные вопросы: что есть сегодня нематериальное культурное наследие, как деятельность по его сохранению может быть переведена на язык экономики и как локальные концепции сохранения нематериального культурного наследия стран вписываются в глобальный международный контекст.

Модератором дискуссии под названием "Нематериальное культурное наследие России: экономический контекст" был Сергей Емельянов, директор Александринского театра. С докладами выступили: Лилия Гумерова, председатель комитета по науке, образованию и культуре Совет Федерации Федерального Собрания РФ; Роман Карманов, гендиректор Президентского фонда культурных инициатив; Николай Кропачев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета; Алексей Лебедев, директор АНО "Русские сезоны"; Магомедсалам Магомедов, Заместитель руководителя Администрации Президента РФ; Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия). К обсуждению присоединились другие компетентные в культурных, административных и экономических вопросах лица.

Лилия Гумерова говорила о том, что в обстановке беспрецедентных попыток разрушить наши духовные скрепы и нашу многонациональную культуру каждый шаг, направленный на создание или сохранение историко-культурного наследия, развитие народного искусства, традиционных ценностей является государственным и общенациональным делом.

- Наш комитет в прошлом сентябре в Ярославле провёл 8-ой парламентский форум историко-культурного наследия России, - рассказала госпожа Гумерова. – Одной из главных тем на форуме было сохранение нематериального культурного наследия, в том числе – законодательное сопровождение и закрепление этого понятия. После форума глава Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила разработать такой закон и сама возглавила коллектив авторов вместе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Этот закон станет фундаментом для сохранения уникального культурного наследия нашей многонациональной страны.

По словам Гумеровой, законопроект не только подготовлен, но и уже внесён в Госдуму и успешно прошёл первое чтение. Сейчас же комитет работает ещё над одним проектом, который касается поддержки традиционно-народной культуры в сельских клубах, домах культуры, в малых городах. Работников культуры в провинции поддержат с помощью программы "Земский работник культуры".

Также Лилия Гумерова упомянула, что 24-26 июня в Якутии состоится первый Конгресс национальных театров, которых в нашей стране сейчас 58. Александрийский театр выступил "точкой притяжения" этого проекта. Сергей Емельянов напомнил: 28 февраля был дан в СовФеде старт Ассоциации национальных театров России, а решение о проведении конгресса принято на учредительной конференции новой организации. Национальные театры, в числе прочего, способ сохранения языка и традиций малых народов. В дальнейшем выступлении господин Емельянов поделился своим мнением: денег в культурной сфере России достаточно, нужно больше интересных проектов, которые буквально "западают в душу", и умение правильно донести эти проекты до тех, кто принимает решения, чтобы они понимали идею, которую предстоит реализовывать.

- Мы над этой задачей начинаем работать вместе с СПБГУ, - сказал Сергей Емельянов. – Мы начинаем реализацию проекта "Национально-театральная школа", в которой будем готовить молодых специалистов. Будем стараться расширить географию проекта национальных театров на территорию всей страны и ее будущих регионов.

Как прозвучало на обсуждении, у данной идеи уже есть четкие контуры. Проект Александринского театра сводится к тому, чтобы на двух базах – традиции национальных театров и ведущей бизнес-школы СПБГУ, имеющей три международных аккредитации – создать динамичную образовательную программу, которая позволит восполнить фундамент креативных управленцев в области театральной индустрии в самое ближайшее время. В сентябре в эту школу будут приняты первых 200 слушателей. Для первого шага это очень много, но пилот сознательно сделан масштабным, чтобы на его опыте понять, как работают проектные практики. Далее предполагается создать онлайн-курсы на всех или многих национальных языках России.

Айсен Николаев как глава региона, где активно развивается собственный кинематограф, говорил как раз о его значении для сбережения нематериального культурного наследия:

- Мы должны сейчас создать современное конкурентноспособное кино, свои бренды, мультимедийное искусство, чтобы наша духовность крепла. Эпическое наследие присуще любому народу, но сейчас оно находится на грани исчезновения. Наш национальный праздник ысыах превратился в единый праздник всех наций, которые живут в Якутии. К нему серьезно готовятся: шьют себе костюмы, мастерят украшения. Креативная индустрия Якутска развивается благодаря этому крупному празднику. Якутское кино – самобытное, оно опирается на наше культурное наследие. Наше национальное искусство вышло на высокий уровень. Наше искусство – мягкая сила для продвижения нашей страны в Арктике. Создание центра "Эпос и искусство" способствует и тому, чтобы мягкой культурной силой доминировать в международной Арктике.

По словам Айсена Николаева, объект на 1700 зрителей уже строится. В нем будут работать классическая филармония, театры и другие культурные учреждения.

Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова говорила о необходимости создания условий, когда сохранение традиций станет не только хобби, но ещё и любимым делом, которое позволит талантливому человеку достойно жить.

- Сегодня есть три ключевых проблемы, которые требуют осмысления и решения на федеральном уровне, - отметила Ирада Аюпова. – Первая – защита производителей, их авторства и условий для монетизации их труда, чтобы остановить размывание понятий традиционного промысла, авторства традиции. Вторая – система продвижения нематериального культурного наследия, как правило, очень жестко привязанного к территории и чреватое ограниченным доступом к изделиям мастеров определенного региона. Может быть, стоит создать национальный маркетплейс, который позволит продавать традиционные изделия по всему миру, и включать эти программы во внутренний туризм. Третья – интеграция традиций в систему образования и воспитания в виде фольклорных уроков, возможно, с представителями определенных народностей. Интегрируя в систему образования главную мысль о богатстве нашей культуры и необходимости ее сохранения, мы сможем заложить фундамент осмысленного отношения к нематериальному культурному наследию будущих поколений.

Глава ПФКИ Роман Карманов отметил, что ситуация с сохранением нематериального культурного наследия в целом по стране выглядит неравномерно.

- В каких-то регионах главы являются в полном смысле продюсерами, - рассказал Карманов. - Так, например, в Самарской области, где глава понимает, что креативная индустрия даёт экономике и как она значима для будущего, поэтому вкладывается в неё и идеями, и средствами. Так в Якутии, которая "законодатель" этого движения в киноиндустрии, в анимации – но создание мультфильмов развито не только здесь. Отдельная тема – народно-художественные промыслы. Якутия и Татарстан уже нашли ответ на вопрос, где и как их развивать. Но это далеко не во всех регионах происходит, как видно по тем проектам, которые подаются в Президентский фонд культурных инициатив. Нам важно, чтобы народные инициативы были направлены на поддержку того, что необходимо развивать. Нормальная ситуация, когда регион находится в поиске идей, которые, казалось бы, лежат на поверхности, только руку протяни. Иногда мы даже переживаем, что от какого-то региона идут "обычные" проекты, хотя это край, богатый культурой и способный на развитие креативных индустрий.

Также Роман Карманов осветил вкратце итоги второй грантовой волны 2022 года, отметив, что старается читать все заявки конкурсных проектов, несмотря на их большие объемы – до 10-12 тысяч заявок. На основе знакомства с этими инициативами и общения с людьми в ходе образовательных мероприятий ПФКИ, проводимых по всей стране, господин Карманов сделал вывод: уровень получаемых фондом проектов вырос с точки зрения подготовки и "упаковки" идей.

Материальная составляющая поддержки ПФКИ известна уже на три года вперед. В следующем году, сказал Карманов, как и в 2024 году будет направлено на эти цели по 10 миллиардов рублей. В текущем году финансирование составляет 8 миллиардов. В сумме 31 миллиард. По мнению гендиректора ПФКИ, это неплохая мотивация для культурной сферы.

- Два миллиарда было направлено на развитие сферы народно-художественных промыслов в связи с объявленным Годом культурного наследия, - сообщил Роман Карманов. – Это отразилось и в нашем конкурсном положении, где дополнительные баллы получали участники, разработавшие подобные проекты. Все только начинается, но уже есть положительные проблески. Вот сейчас на деньги фонда создаются три маркетплейса, направленные на сбор предметов ремесленного производства в национальных традициях с разных площадок.

Подытоживая свое выступление, Роман Карманов отметил, что за год был сделан большой шаг вперед в области сохранения нематериального культурного наследия.

Алексей Лебедев обратил внимание на то, что в программе "Русских сезонов" всегда уделялось большое внимание культурному наследию региональных и национальных коллективов, не часто имеющих возможность приехать в другую страну. Таким коллективам даже порой продлевали гастроли, так как количество иностранных зрителей, интересующихся культурой отдельных регионов нашей страны, неизменно велико – и попасть на выступления по билетам могли не все желающие.  

- Чтобы не растерять интерес иностранного зрителя, мы начали создавать видеоконтент, запустили онлайн-медиатеку выступлений коллективов, - напомнил господин Лебедев. – Она расширилась за счет того, что сами театры стали делать такие медиатеки. Платформа продолжает работать. Два раза в неделю мы запускаем эти трансляции. В общей сложности их посмотрело 60 миллионов человек, половина из которых – иностранные зрители. Затем мы начали создавать свой контент, ориентированный на иностранного зрителя: "Открывая Россию с "Русскими сезонами". Это цикл документальных фильмов, посвящённый интересным учреждениям культуры нашей страны. Поскольку сейчас гастрольная деятельность за рубежом затруднительна, у нас появилась идея создания первого цикла документальных фильмов "театральная карта России". Институт развития интернета поддержал эту заявку. Мы начинаем снимать фильмы про национальные театры. Начинаем с Якутии, куда 24 июня приедет съёмочная группа. Далее в этом году планируем съемки в Татарстане, Башкирии и Карелии. Проект будет выпущен на стриминговых платформах России. Надеюсь, это стимулирует и россиян путешествовать по своей родине и изучать нашу многонациональную культуру.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ОБЩЕСТВО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Обратный отсчет: четыре дня до фестиваля "Таврида.АРТ"
"Аниматика" в Артеке: фестиваль дружбы и мультфильмов
Камерный театр первым в Челябинске стартует в новый сезон

В Москве

Прогулка по цехам: музыкальная переквалификация
Московский театр Новая Опера имени Е. В. Колобова объявил планы на 32-й сезон
В Москве в ЦТИ "Фабрика" открылся одиннадцатый Международный фестиваль видеоарта "Сейчас&Потом’22"
Новости общества ВСЕ НОВОСТИ ОБЩЕСТВА
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть